СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА:
Введение
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Концепция
1.1. Характеристика дорожной сети и дорожного хозяйства Тверской области
1.2. Проблемы развития дорожного хозяйства Тверской области
2. Цели, задачи и целевые показатели развития дорожного хозяйства Тверской области на 2009–2015 годы
3. Перечень программных мероприятий по развитию дорожного хозяйства Тверской области
3.1. Развитие опорной сети автомобильных дорог общего пользования Тверской области, обеспечивающее увеличение протяженности автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям и повышение пропускной способности дорожной сети
3.2. Совершенствование системы планирования развития дорожного хозяйства, ориентированной на достижение целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния и развития автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, а также внедрение системы планирования дорожной деятельности, основанной на проектировании жизненного цикла автомобильных дорог
3.3. Реформирование структуры и функций управления дорожным хозяйством Тверской области, реформирование кадровой политики
3.4. Совершенствование управленческих технологий
3.5. Формирование системы финансирования, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств и имущества дорожного хозяйства, привлечения новых источников финансирования в строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Тверской области
3.6. Совершенствование системы управления качеством проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, разработка региональных стандартов в сфере дорожной деятельности
3.7. Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования развития дорожного хозяйства Тверской области
3.8. Совершенствование системы мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог, внедрение системы контроля достигаемых результатов и изучения оценки эффективности управленческих решений
4. Ресурсное обеспечение Концепции
5. Механизмы реализации Концепции
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации мероприятий Концепции
7. Мониторинг показателей Концепции и контроль ее реализации
ПРИЛОЖЕНИЕ А
«Потребности в финансировании мероприятий по развитию и модернизации сети
автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или
межмуниципального значения Тверской области по трем вариантам»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
«Перечень приоритетных мероприятий строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования Тверской области»
ПРИЛОЖЕНИЕ В
«Перечень автомобильных дорог, предлагаемых к включению в новые межрегиональные маршруты и межрегиональные транспортные коридоры»
ГЛОССАРИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Основные положения Концепции развития дорожного хозяйства Тверской области на 2009–2015 годы разработаны ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (ЗАО «НИПИ ТРТИ») по заказу Департамента экономики Тверской области на основании государственного контракта от 25 декабря 2008 г. № 12/0408.
Цель разработки Концепции развития дорожного хозяйства Тверской области на 2009–2015 годы (далее – Концепция) заключается в формировании научно-обоснованной политики администрации Тверской области по модернизации и развитию автомобильных дорог общего пользования и повышению эффективности функционирования дорожного хозяйства Тверской области.
Основные положения Концепции определяют цели, задачи и механизмы реализации региональной политики в сфере развития дорожной сети и дорожного хозяйства Тверской области. Основные положения Концепции содержат предложения по развитию дорожного хозяйства с учетом приоритетов социально-экономического и транспортного развития Тверской области.
Актуальность разработки Концепции вызвана необходимостью:
- преодоления инфраструктурных ограничений, связанных с высокой степенью износа автомобильных дорог и искусственных сооружений, низким транспортно-эксплуатационным состоянием дорожной сети Тверской области и высоким уровнем аварийности по сопутствующим дорожным условиям;
2) решения проблем, накопившихся в сфере финансирования дорожного хозяйства, связанных с недостатком бюджетных средств на содержание, ремонт и реконструкцию дорожной сети;
3) совершенствования системы управления дорожным хозяйством с целью повышения эффективности и результативности работы дорожных предприятий, улучшения их технического оснащения и кадрового обеспечения, стимулирования применения современных материалов, технологий, машин и оборудования при выполнении дорожных работ.
Для преодоления сложившихся негативных тенденций необходимо обеспечить переход дорожного хозяйства Тверской области на новый этап развития, предусматривающий модернизацию сети автомобильных дорог, качественное улучшение системы управления дорожным хозяйством, привлечение новых источников финансирования для содержания и развития автомобильных дорог, повышение уровня обслуживания пользователей дорожной сети.
Основной целью разработки Концепции является обеспечение максимального вклада дорожного хозяйства Тверской области в ускорение темпов экономического роста, улучшение качества жизни населения, повышение производительности труда и конкурентоспособности отраслей экономики за счет снижения транспортной составляющей в себестоимости продукции, увеличения мобильности населения и создания мультипликативного эффекта от развития дорожной сети в других отраслях. Цель разработки Концепции полностью соответствует стратегическим направлениям социально-экономического развития Тверской области.
Для достижения поставленной цели деятельность всех органов управления, предприятий и организаций дорожного хозяйства Тверской области должна быть направлена на формирование дорожной сети, удовлетворяющей потребностям экономики и населения в передвижениях по автомобильным дорогам общего пользования с минимальными затратами времени при обеспечении комфортности, надежности и безопасности перевозок.
При разработке Концепции ставились следующие задачи:
оценка существующего уровня развития сети автомобильных дорог и дорожного хозяйства Тверской области, основных проблем их функционирования;
определение потребности в развитии сети автомобильных дорог и дорожного хозяйства на основе прогноза спроса на транспортные услуги и интенсивности движения автотранспорта в Тверской области;
определение целей, задач и целевых показателей развития дорожного хозяйства Тверской области;
разработка системы мероприятий, предусматривающих развитие сети автомобильных дорог и дорожного хозяйства;
определение необходимых объемов и источников финансирования системы мероприятий;
разработка механизмов реализации Концепции;
определение социально-экономической эффективности реализации Концепции.
В основу разработки Концепции положены следующие принципы:
1) разработка целевых установок Концепции исходя из приоритетов социально-экономического и транспортного развития Тверской области;
2) нацеленность Концепции на решение задач ускорения товародвижения, снижения транспортных издержек в экономике, улучшения транспортной доступности, создания добавленной стоимости, повышения надежности и эффективности работы дорожного хозяйства Тверской области;
3) согласование интересов и объединение усилий населения, государства и бизнеса в развитии дорожного хозяйства Тверской области;
4) установление единых подходов к правовому и информационному обеспечению, государственному регулированию дорожного хозяйства Тверской области;
5) реализация мероприятий Концепции за счет объединения государственных и частных ресурсов, концентрация их на приоритетных инвестиционных проектах региона;
6) обеспечение гласности процедуры формирования Концепции, ее широкое обсуждение и общественная экспертиза, предоставление объективной информации гражданам о ходе работ по ее реализации.
При разработке Концепции ее основные положения и важнейшие приоритеты определялись с учетом следующих документов:
Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р;
Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848 с последующими изменениями, и ее продолжения – федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)»;
Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100;
Концепции социально-экономического развития Центрального федерального округа (на период до 2020 года);
Концепции социально-экономического развития Тверской области на период до 2010 года;
Концепций, стратегий и программ развития отдельных отраслей экономики и различных видов транспорта в Тверской области.
Концепция развития дорожного хозяйства Тверской области определяет современное состояние, стратегические цели и задачи развития дорожного хозяйства, включает систему мероприятий по дальнейшему развитию сети автомобильных дорог и реформированию дорожной деятельности, является основой для разработки отраслевой целевой программы развития дорожного хозяйства Тверской области на 2009–2015 годы.
Внедрение мероприятий Концепции развития дорожного хозяйства будет способствовать активизации межрегионального обмена, экономическому росту, повышению эффективности автомобильных перевозок, улучшению условий жизни населения и обеспечению надежных связей между населенными пунктами Тверской области.
Характеристика проблем, на решение которых направлена Концепция
Характеристика дорожной сети и дорожного хозяйства Тверской области
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Тверской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связи между регионами и населенными пунктами области, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения.
Автомобильные дороги Тверской области соединяют два наиболее развитых федеральных округа Российской Федерации – Центральный и Северо-Западный, а также два крупнейших экономических и политических центра страны – города Москву и Санкт-Петербург. Такое уникальное географическое положение Тверской области во многом определяет особенности развития ее транспортной инфраструктуры, которая обеспечивает как международные и межрегиональные связи, так и внутриобластные грузовые и пассажирские перевозки.
По территории Тверской области проходят два евроазиатских транспортных коридора – «Север – Юг» и «Транссиб», а также панъевропейский транспортный коридор № 9. По автомобильным дорогам федерального значения, проходящим по территории Тверской области, обеспечиваются как экспорт продукции российских предприятий, так и стабильные поставки в Россию импортных товаров народного потребления, материалов, комплектующих и оборудования для всех отраслей экономики страны.
Рисунок 1.
Существующая сеть автомобильных дорог общего пользования Тверской области.
Развитие многих ведущих отраслей специализации Тверской области – химической, лесной, легкой, полиграфической промышленности, машиностроения, торговли, сельского хозяйства и туризма, – ориентированных на обслуживание автотранспортом, во многом зависит от состояния сети автомобильных дорог. Благодаря автотранспорту и дорожной сети промышленность и сельское хозяйство области получают сырьё и заготовки из различных регионов России и зарубежных стран, а также отправляют готовую продукцию для реализации в субъектах Российской Федерации и за рубежом.
Грузовой автомобильный транспорт выполняет около 68 % от общего объема грузовых перевозок в Тверской области. По данным статистики за последние три года объем грузов, перевозимых автотранспортом, возрос на 30 %. На автотранспорте перевозятся строительные, навалочные, лесные грузы, различное оборудование, продукция отраслей обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и т.д. За последние годы, с возрастанием значимости фактора времени и скорости оборота капитала, значительно расширилась сфера рационального применения автомобильного транспорта. Автотранспорт принял на себя мелкопартионные перевозки высокоценных и скоропортящихся грузов на дальние расстояния, значительную долю перевозок на средние расстояния в 500–1000 км и практически все перевозки на короткие расстояния до 200 км. Автомобильный транспорт обеспечивает высокую скорость перевозок и сохранение качества грузов, доставку «от двери до двери», уменьшение числа перегрузок и конкурентоспособные тарифы по сравнению с другими видами транспорта, в первую очередь, с железной дорогой.
За последние пять лет численность парка автотранспортных средств в Тверской области выросла на 20 % и достигла 332,4 тыс. ед. Наибольший удельный вес в структуре парка автотранспортных средств составляют легковые автомобили – 81 %. В 2007 году обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями (в расчете на 1000 жителей) составила 183,1 штук, а в 2008 году – 208 автомобилей.
В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Тверской области (федерального, регионального или межмуниципального и местного значения), составляет 16164,5 км. Из общей протяженности 827,4 км приходится на автомобильные дороги общего пользования федерального значения и 15337,1 км – на автомобильные дороги общего пользования регионального значения. Около 93 % от общей протяженности региональных дорог имеет твердое покрытие (6601,5 км с усовершенствованным покрытием, 7659,6 км с переходным покрытием) и 1076 км (7 %) –грунтовые. Основную долю автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляют автодороги IV категории (78,3 %), т.е. дороги с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью. Большинство автомобильных дорог в Тверской области, построенных в 60-80-х годах прошлого века, рассчитаны под нагрузку 6 тонн на ось, что не позволяет беспрепятственно осуществлять перевозки грузов с использованием современного парка автомобилей большой грузоподъемности.
Рисунок 2.
Схема существующих категорий автомобильных дорог общего пользования Тверской области
На автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального значения в настоящее время функционируют 946 мостов, общая протяженность которых составляет 40572,22 пог. м, из них на федеральных автодорогах – 63 моста и путепровода длиной 3750,62 пог. м, на региональных автомобильных дорогах – 883 моста (в том числе 63 деревянных) и путепровода длиной 36821,6 пог. м.
Во многом благодаря автотранспорту обеспечивается жизнедеятельность многих населенных пунктов Тверской области, где в большинстве случаев он является единственным средством сообщения. В настоящее время пассажирским автомобильным транспортом в Тверской области обслуживается 23 города, 36 районов, около 600 сельских округов и 30 поселков городского типа. При этом на территории Тверской области имеется 2644 населенных пункта (27,8 % от их общего количества), которые не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Отсутствие круглогодичных связей с населенными пунктами отрицательно сказывается на условиях жизни населения.
В настоящее время социально-экономическое развитие Тверской области во многом сдерживается из-за отставания в развитии автомобильных магистралей в составе международных транспортных коридоров, неудовлетворительного состояния дорожной сети, высокой степени износа значительной части дорог и искусственных сооружений. Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности движения, ликвидацию транспортной дискриминации населения Тверской области.
Рисунок3.
Схема степени износа автомобильных дорог по районам Тверской области
|