Дорожно-строительная ассоциация Тверская область

Дорожно-строительная ассоциация, некоммерческая организация, город Тверь

Официальный сайт

  
 
 
 
 
 
 
 

Концепция развития дорожного хозяйства Тверской области на период 2009 - 2015 годы

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКУМЕНТА:


3.5. Формирование системы финансирования, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств и имущества  дорожного хозяйства, привлечения новых источников финансирования в строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Тверской области

Совершенствование системы финансирования дорожного хозяйства будет сопровождаться разработкой и реализацией ряда мероприятий, предусматривающих:
– переход к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов деятельности органов управления дорожным хозяйством Тверской области, прозрачности системы финансирования и повышение эффективности инвестиций и текущих расходов;
– использование адресной системы расходования бюджетных средств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, за счет внедрения программно-целевых методов бюджетного планирования;
– повышение ответственности органов управления дорожного хозяйства за эффективным и целевым использованием средств, направляемых на финансирование автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения;
– формирование стабильных источников финансирования дорожного хозяйства Тверской области;
– повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере дорожного хозяйства.
3.5.1. Переход к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных результатов, прозрачность системы финансирования и повышение эффективности инвестиций и текущих расходов

Процесс бюджетного планирования, ориентированный на достижение конечных результатов в сфере дорожного хозяйства, рассматривается как расходование финансовых ресурсов Тверской области, связанных с ожидаемыми от него общественно-значимыми результатами в дорожной деятельности. В отличие от действующей системы, основанной на принципе затратного финансирования, система бюджетного планирования, ориентированная на выполнение целевых показателей, имеет конкретный общественный результат, который будет достигнут за счет потраченных средств на финансирование дорожного хозяйства Тверской области.
Реформирование бюджетного процесса в дорожном хозяйстве предполагает совершенствование системы среднесрочного финансового планирования на основе программно-целевых методов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов (на основе индексации сложившихся затрат) к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов деятельности органов управления дорожным хозяйством.
Основное направление реформирования бюджетного процесса - переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.
В настоящее время программно-целевое бюджетное планирование в дорожном хозяйстве на федеральном уровне осуществляется в форме Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы), подпрограммы «Автомобильные дороги», которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации» от 5 декабря 2001 года № 848. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 года № 377 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848 в Программу внесены изменения в части долгосрочного развития сети автомобильных дорог общего пользования до 2015 года.
Одним из документов, определяющих развитие транспортной системы Тверской области, в том числе развитие автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, является долгосрочная целевая программа Тверской области «Развитие транспортной системы Тверской области на 2009-2011 годы», утвержденная постановлением Администрации Тверской области №294-ПА от 01 сентября 2008 года. Стратегической целью программы является создание условий для устойчивого функционирования транспортной системы Тверской области, тактическими задачами - развитие дорожного хозяйства Тверской области, повышение доступности услуг транспортной системы Тверской области, совершенствование управления транспортной системой Тверской области.
Однако нужно отметить, что долгосрочная целевая программа Тверской области не содержит предложений по привлечению новых и расширению существующих источников финансирования дорожной деятельности, предусмотренных Федеральным законом об автомобильных дорогах, и по привлечению средств частных инвесторов в дорожную деятельность, осуществляемую, в том числе в их интересах.
В целях увеличения объемов финансирования дорожного хозяйства необходимо предусмотреть на региональном уровне мероприятия, которые смогут обеспечить привлечение новых и расширение существующих источников финансирования дорожной деятельности на основе федеральных нормативных актов.
Перечень мероприятий, предусматривающий переход к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных результатов, включает:
– корректировку действующих и разработку новых программ развития и модернизации автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также программ развития автомобильных дорог муниципальных образований Тверской области, ориентированных на программно-целевой метод бюджетного планирования;
– разработку порядка формирования региональных и муниципальных программ развития и модернизацию автомобильных дорог на среднесрочный период и методики расчета целевых показателей, увязанных с объемами финансирования в соответствии с программными задачами;
– разработку положения по закреплению обязательств органов управления исполнительной власти по уровню содержания автомобильных дорог и перспективам их развития.
Эффективность инвестиций в дорожное хозяйство Тверской области должна обеспечить:
– приоритетность финансирования содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального и местного значения, в соответствии с нормативами денежных затрат, утвержденными Постановлением Российской Федерации от 23.08.2007 № 539, а также в соответствии с нормативами денежных затрат, утвержденными администрацией Тверской области и муниципальных образований;
– сокращение количества объектов незавершенного строительства путем концентрации финансовых ресурсов на финансировании объектов высокой степени готовности и ввода их в эксплуатацию для скорейшего получения отдачи от вложенных средств;
– планирование сроков завершения проектов развития и модернизации автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, исходя из показателей экономической эффективности, учитывающих особенности социально-экономического развития Тверской области.

3.5.2. Использование адресной системы расходования бюджетных средств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, за счет внедрения программно-целевых методов бюджетного планирования

Оптимизация расходования бюджетных средств предусматривает внедрение системы программно-целевого планирования дорожной деятельности за счет реализации следующих мероприятий:
– разработку и реализацию целевых программ на всех уровнях управления дорожным хозяйством, устанавливающих виды и объемы работ, источники и размеры их финансирования, целевые показатели развития дорожного хозяйства с финансовыми возможностями бюджетов разных уровней;
– внесение необходимых изменений в действующие и вновь разрабатываемые нормативные документы и программы развития и модернизации автомобильных дорог регионального и местного значения Тверской области, а также координация планов проведения работ и привлечения финансовых ресурсов из различных источников;
– переход к долгосрочному планированию дорожной деятельности, основанный на проектировании жизненного цикла дороги, что позволит оптимизировать соотношение достигаемых значений целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, с учетом расчета необходимых для их достижения материальных, трудовых и финансовых ресурсов и определения график финансирования работ.
Для реализации вышеуказанных мероприятий необходимо предусмотреть:
– разработку информационно-аналитической программы, содержащей базу данных оптимальных проектных решений для типовых дорожных покрытий и конструкций, новых технологий производства дорожных работ и строительных материалов;
– разработку методических рекомендаций, определяющих показатели интенсивности движения и структуры транспортных потоков, необходимых для расчета технических параметров дорожной одежды.

3.5.3.Повышение ответственности органов управления дорожного хозяйства за эффективным и целевым использованием средств, направляемых на финансирование автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения

Для совершенствования управления дорожных хозяйством должна быть определена ответственность органов управления за эффективное и целевое использование средств, направляемых на финансирование автомобильных дорог общего пользования Тверской области.
Автомобильные дороги общего пользования Тверской области на обозримую перспективу будут перераспределены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации». Следовательно, ответственность за их состояние и развитие должны нести органы власти, в ведении, которых будут находиться эти автомобильные дороги, а финансирование содержания, ремонта, модернизации и развития автомобильных дорог должно осуществляться из бюджетов соответствующих уровней. Система финансирования дорожного хозяйства должна предусматривать формирование бюджетных источников финансирования дорожного хозяйства, сбалансированных по трем уровням бюджетной системы в соответствии с классификацией автомобильных дорог, полномочиями и ответственностью за состояние и развитие дорожной сети, а также содержать механизмы привлечения частных и заемных средств для финансирования дорожного хозяйства.
Перечень мероприятий, предусматривающих ответственность органов управления дорожного хозяйства за эффективным и целевым использованием средств, направляемых на финансирование автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения, включает:
– разработку положения об определении ответственных органов дорожного хозяйства за состояние и развитие соответствующих автомобильных дорог, установление полномочий по управлению, организации и финансированию работ для каждого уровня дорожной сети;
– осуществление передачи, при необходимости изменения классификации, автомобильных дорог или их участков от одного уровня органа управления к другому уровню (с перераспределением имущества и объемов финансирования в соответствии с установленными полномочиями).

3.5.4.Формирование стабильных источников финансирования дорожного хозяйства Тверской области

Доходная часть бюджета Тверской области в соответствии с действующими правыми и законодательными актами федерального и регионального уровня формируется из налоговых и неналоговых сборов с пользователей автомобильных дорог общего пользования Тверской области.
Формирование источников финансирования дорожного хозяйства должно осуществляться на принципах, предусматривающих переход автомобильных дорог, находящихся в государственной (муниципальной) собственности Тверской области, в сферу рыночных отношений, при которых пользование автомобильными дорогами рассматривается в качестве платных услуг.
Реализация платных услуг с целью упрощения администрирования взимания платы за проезд по автомобильным дорогам должна осуществляться путем введения целевых налогов и сборов с пользователей автомобильных дорог и других лиц, для которых автомобильная дорога в последствие является источником получения доходов. При этом система дорожных налогов и сборов должна быть гармонизирована с системой создания условий для конкурентоспособности отечественных перевозчиков на мировом рынке.
В качестве основных средств финансирования мероприятий по развитию и модернизации автомобильных дорог общего пользования Тверской области рассматриваются налоговые и неналоговые бюджетные источники.

Налоговые доходы, поступающие в бюджет Тверской области, включают:
– транспортный налог, уплачиваемый владельцем транспортного средства исходя из мощности двигателя и грузоподъемности;
– акциз на горюче-смазочные материалы;
– налог на прибыль от процентного пункта налоговой ставки;
– дополнительные налоговые поступления в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства в части изменения ставки транспортного налога и норматива зачисления в бюджет области от акцизов.

Неналоговые доходы, которые определены Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257 –ФЗ, включают:
– плату с грузовых автотранспортных средств полной массой свыше 12 тонн за пользование автомобильными дорогами общего пользования Тверской области;
– плату за проезд автомобильного транспорта по сети региональных или межмуниципальных дорог Тверской области с осевой нагрузкой не более 6 тонн, где полная масса автомобиля с грузом, согласно технической документации превышает 12 тонн;
– плату за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Тверской области;
– плату за использование придорожных полос и полос отвода автомобильных дорог;
– плату с застройщиков, заинтересованных в улучшении транспортной доступности их объектов и средств владельцев объектов дорожного сервиса;
– сбор за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования;
– экономию бюджетных средств за счет возложения на собственников коммуникаций, прокладываемых в границах полос отвода и придорожных полос, обязанностей и расходов по реконструкции и ремонту автомобильных дорог и др.
Перечень мероприятий, предусматривающих обеспечение стабильности и своевременности финансирования дорожного хозяйства Тверской области, включает:
– закрепление источников финансирования дорожного хозяйства за счет налоговых поступлений от пользователей дорожной сети и неналоговых доходов от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог;
– формирование дополнительных неналоговых доходов, полученных от компенсации причиненного ущерба при перевозках тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а также доходов от эксплуатации автомобильных дорог на платной основе;
– обеспечение за счет поступлений от сбора налогов с пользователей автомобильных дорог и неналоговых доходов полного покрытия минимально необходимой потребности в финансировании работ по содержанию, ремонту и развитию дорожной сети;
– разработку методики расчета платежей, регламентирующих вопросы сохранности автомобильных дорог от разрушающего воздействия крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств;
– разработку методики администрирования налогов, с использованием электронных технологий и спутниковых систем для сбора информации о маршрутах движения автомобильного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования Тверской области;
– разработку порядка организации осуществления весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Тверской области;
– концентрацию целевых налоговых поступлений и неналоговых доходов от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог в целевых дорожных фондах для аккумуляции средств на содержание и развитие дорожной сети;
– разработку методики финансирования дорожной сети за счет налогов и сборов с пользователей автомобильных дорог с расширением методов использования внебюджетных средств на строительство и реконструкцию дорожных объектов;
– рассмотрение вопроса создания специализированных дорожных фондов.
Ожидаемый расчетный годовой доход бюджета Тверской области с учетом налоговых поступлений и неналоговой части доходов Тверской области представлен в таблице 3.5.4.1.

Таблица 3.5.4.1
Расчет  проекта годового бюджета дорожного хозяйства Тверской области  с учетом  налоговых поступлений и неналоговых доходов Тверской области, млн рублей

 

Наименование дохода бюджета области

Сумма дохода

Примечание

 

Всего доходов Тверской области, направляемых на покрытие расходных обязательств, связанных с финансированием объектов дорожного хозяйства

4191,5

 

 

Итого налоговые доходы с учетом  дополнительных доходов

3565,8

 

Налоговые доходы

 

Итого налоговых доходов, в том числе:

2031,0

 

 

Транспортный налог

506,4

 

 

Акциз на автомобильный бензин

1026,4

 

 

1,5 процентных пункта налоговой ставки налога на прибыль организаций

498,2

 

 

Итого дополнительный доход с 1 января 2009 года, в том числе:

1534,8

 

 

За счет увеличения ставки транспортного налога

684,5

Действует только на легковые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, катера, несамоходных судов, самолетов

 

За счет изменения норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации от акцизов с 60% до 100%

684,3

 

 

За счет изменения процента налоговой ставки налога на прибыль (с 17,5 до 18%)

166,0

 

Неналоговые доходы

 

Итого неналоговые доходы, в том числе:

625,7

 

 

Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения

145,9

В районе тяготения расположенных автомобильных дорог регионального значения, расположенных объектов дорожного сервиса по состоянию 1 января 2009 года

 

Плата с владельцев инженерных коммуникаций, расположенных в границах полосы отвода автомобильных дорог  регионального или межмуниципального  значения

Требует разработка методики расчета

 

 

 Плата с владельцев или пользователей транспортных средств, разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн

479,8

 

Расчет прогноза финансового обеспечения Тверской области, представленное в расчете на покрытие расходных обязательств, связанных с финансированием развития дорожного хозяйства представлено в виде налоговых доходов и прогноза дополнительных неналоговых доходов. Ожидаемые неналоговые доходы в Концепции определены на основе механизмов Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», основаны на принципе «пользователь платит» в сфере дорожной деятельности Тверской области. Повышение доходов, в данном случае, для создания устойчивых источников финансирования автомобильных дорог, возможно, за счет ряда мероприятий от введения платы с автотранспортных средств полной массой более 12 тонн, совершенствования механизмов компенсации вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами при перевозках тяжеловесных грузов, платы за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам и коммерческого использования придорожных полос и полосы отвода автомобильных дорог.
Ожидаемый годовой доход с учетом налоговых и неналоговых поступлений в бюджет Тверской области составит 4191,5 млн рублей, что в 2 раза превышает ожидаемый расход бюджета 2009 года на развитие автомобильных дорог общего пользования регионального значения Тверской области.
Кроме того, одним из дополнительных источников, привлекаемых в развитие дорожного хозяйства Тверской области, является использование механизмов привлечения внебюджетных инвестиций для строительства участков автомобильных дорог регионального значения, в первую очередь, обходов крупных городов и платных участков автомобильных дорог регионального значения за счет:
– развития механизма концессий в дорожное хозяйство Тверской области;
– выпуска специализированных облигационных займов на цели строительства и реконструкции автомобильных дорог;
– привлечения внешних займов и кредитов международных финансовых организаций;
– строительства хордовых платных автомобильных дорог регионального значения специализированными государственными структурами за счет государственных инвестиций или долгосрочных заимствований на финансовом рынке с последующим возвратом вложенных средств путем продажи готового платного объекта частным операторам как бизнеса либо самостоятельной эксплуатации платных дорожных объектов;
– разработки механизмов привлечения для строительства дорог ресурсов, заинтересованных в развитии прилегающих к автодорогам территорий.
Дополнительные источники финансирования от реализации федерального закона «Об автомобильных дорогах» позволят сформировать необходимые условия для реального выполнения работ развития сети автомобильных дорог общего пользования, а также покрытия минимально необходимой потребности в финансировании работ по содержанию, ремонту дорожной сети Тверской области.

3.5.5.Повышение эффективности расходования бюджетных средств в дорожном хозяйстве

Перечень мероприятий, предусматривающих повышение эффективности расходов в дорожном хозяйстве, включает:
– оптимизацию расходования бюджетных средств за счет внедрения системы долгосрочных контрактов, ориентированных на достижение нормативных показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования Тверской области;
– увеличение срока службы дорожных сооружений, повышение качества дорожных работ, совершенствование системы планирования, системы ценообразования, повышение эффективности системы закупок для нужд отрасли, применение новых материалов и других технологий.
Эффективность использования бюджетных средств на условиях внедрения системы долгосрочных договорных отношений, ориентированных на результаты, является признаком наличия рынка услуг подрядных организаций, способных выполнять в течение длительных сроков полный комплекс дорожных работ с гарантией высокого качества.
Для реализаций мероприятий, направленных на внедрение системы долгосрочных контрактов, необходимо:
– разработать рекомендации по определению типовых нормативных показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог для различных вариантов долгосрочных контрактов, ориентированных на достижение нормативных показателей;
– разработать рекомендации по проведению конкурсных торгов для выбора подрядчиков в рамках условий типового долгосрочного контракта, ориентированного на достижение нормативных показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также переход на оценку выполнения заказа при условиях показателя высокого качества и достижения наибольшей экономической эффективности, а не критерия наименьшей цены.
Положительный результат от внедрения системы долгосрочных договорных соглашений возможен только при условии перехода на гарантированное финансирование расходных обязательств по нормативам денежных затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт, а также при условии адресной системы пообъектного указания расходов на содержание и ремонт на весь срок заключения контракта.
Для повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо разработать методику, регламентирующую ценообразование на различные виды дорожных работ в целях обеспечения прозрачности и возможности государственного контроля, а также регулирования процесса формирования цен.
Перечень мероприятий, предусматривающих совершенствование системы ценообразования, включает:
– разработку методики перехода от нормативного ценообразования к использованию фиксированных укрупненных единичных расценок при определении стоимости работ на всех стадиях инвестиционного процесса, оценке стартовой стоимости контракта;
– обеспечение прозрачности ценообразования и контроля над ценами путем публикации единичных расценок в открытой печати;
– совершенствование системы закупок подрядных работ для нужд дорожного хозяйства.

 

 

Ожидаемые результаты решения задачи:

– формирование стабильных источников финансирования дорожного хозяйства, обеспечивающих минимально необходимые потребности в содержании, ремонте, реконструкции и развитии дорожной сети;
– повышение доходов от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог;
– увеличение объемов частных инвестиций в развитие сети автомобильных дорог;
– повышение результативности бюджетных расходов в дорожном хозяйстве;
– экономия бюджетных средств за счет повышения эффективности и прозрачности проведения торгов и роста уровня конкуренции между поставщиками при размещении государственных заказов.

3.6. Совершенствование системы управления качеством проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, разработка региональных стандартов в сфере дорожной деятельности

Совершенствование системы качества дорожных работ, повышение долговечности дорожных конструкций и дорожных покрытий, увеличение межремонтных сроков и снижение затрат на ремонтные работы обеспечиваются комплексом мероприятий, направленных на эффективность работы организаций сферы проектирования и предприятий сектора производства дорожных работ.
Совершенствование системы управления качеством выполнения дорожных работ должно осуществляться путем установления требований к качеству дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, а также к качеству выполнения дорожных работ в технических заданиях на проектирование и конкурсной документации на строительство, реконструкцию или ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Основными направлениями развития системы управления качеством в дорожном хозяйстве являются:
– разработка и принятие технических регламентов, национальных стандартов и иных нормативов, определяющих требования к качеству и безопасности дорожных объектов;
– усиление внутриведомственного технического контроля, развитие системы управления качеством дорожных работ, соответствующей международным стандартам;
– использование прогрессивных проектных решений, материалов и технологий, увеличивающих долговечность дорожных объектов.
Исходя из основных направлений развития системы управления качеством в сфере проектирования автомобильных дорог, необходимо добиться применения технических решений, обеспечивающих безопасность участников дорожного движения, высокую долговечность дорожных одежд и увеличение межремонтных сроков. Для этого необходимо предусмотреть последовательное выполнение мероприятий, направленных на:
– совершенствование системы организации проектных работ и повышение качества проектирования и производства дорожных работ;
– разработку стандартов и иных обязательных требований к процессам проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания объектов автодорожной инфраструктуры;
– разработку стандартов осуществления планирования развития дорожного хозяйства, в том числе за счет введения обязательности принятия решений на основе данных мониторинга интенсивности движения и состояния участков автомобильных дорог, очагов аварийности, данных о необходимости приведения автомобильных дорог в нормативное состояние в соответствии с требованиями технических регламентов к безопасности дорожного движения и иных обязательных нормативов;
– разработку системы контроля и приемки проектно-изыскательских работ с разделением ответственности между участниками дорожных работ;
– разработку норм проектирования, учитывающих особенности конструирования объектов с высокими потребительскими характеристиками;
– разработку методов комплексной оценки эффективности различных вариантов проектных решений, в том числе на основе проектирования жизненного цикла дороги;
– разработку методов высокопроизводительных инженерно-геологических изысканий;
– разработку методов стимулирования использования прогрессивных проектных решений, достижений науки и техники в области материалов и технологий при разработке конструкций дорожных одежд, отвечающих современным транспортным нагрузкам, обеспечивающих более долговечные дорожные конструкции, увеличение межремонтных сроков и снижение затрат на ремонт;
– разработку положений, направленных на повышение эффективности проведения экспертизы проектов и комплексную оценку предлагаемых технических решений.
Международный опыт показывает, что высокое и стабильное качество продукции не может быть достигнуто за счет решения каких-то отдельных вопросов, затрагивающих только некоторые элементы, влияющие на качество продукции.
Для обеспечения высокого качества дорожных работ необходима существенная перестройка самого предприятия, затрагивающая его структуру, политику и систему управления. В полном объеме проблему качества строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог можно решить лишь на основе внедрения на предприятиях дорожного хозяйства системы обеспечения (гарантии) качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000.
Перечень мероприятий, предусматривающих обеспечение требуемого качества в сфере производства дорожных работ, включает:
– разработку системы контроля качества в дорожном хозяйстве Тверской области;
– разработку единого стандарта по применению документов технического регулирования в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения, расположенных на территории Тверской области, а также осуществления дорожной деятельности;
– разработку минимальных квалификационных требований к организациям, участвующим в торгах на дорожно-строительные работы, подразумевающих, в том числе, наличие лабораторной базы для оценки качества выполняемых работ и применяемых материалов;
– внедрение в дорожно-строительных организациях системы менеджмента качества по стандартам серии ГОСТ ИСО 9000;
– разработку количественных параметров гарантийных обязательств при выполнении дорожно-строительных работ;
– внедрение системы долгосрочных комплексных контрактов на дорожно-строительные работы, ориентированных на конечные результаты.
Одним из основных направлений управления качеством является организация освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе дорожного хозяйства Тверской области.
Инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенная для реализации и внедрения в систему дорожного производства новых технологий, материалов, конструкций, машин, механизмов и технических решений, которые будут способствовать повышению долговечности и обеспечению сохранности автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, повышению безопасности дорожного движения и экологической безопасности, обеспечению качества проектирования, строительства (реконструкции), капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Перечень мероприятий, предусматривающих внедрение в систему дорожного производства инновационной продукции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, включает:
– внедрение современных средств и методов операционного контроля качества дорожно-строительных материалов;
– переход к определению приведенной стоимости единицы покрытия с учетом стоимости его строительства, ремонтных и эксплуатационных работ в течение проектного срока службы и межремонтных сроков;
– совершенствование системы управления качеством производства асфальтобетонных смесей и дорожно-ремонтных работ;
– обязательное доведение результатов аттестации поставщиков щебня и битума (фирм-производителей и трейдеров с учетом объемов и ритмичности поставок, гарантий качества поставляемых материалов, уровня цен) и асфальтобетонных заводов до всех организаций-заказчиков;
– внесение соответствующих критериев о технических, технологических и качественных характеристиках асфальтобетонных смесей в конкурсную документацию или документацию об аукционе;
– разработку методических рекомендаций механизма использования вторичного сырья (отфрезерованного асфальтобетона) при проведении дорожно-ремонтных работ.

 

Ожидаемые результаты решения задачи:

– принцип управления качеством станет правилом работы в системе дорожного хозяйства;
– повышение ответственности на каждом уровне и этапе работы при переходе к концепции управления качеством;
– достижение положительных результатов на рынке подрядных организаций в сфере управления дорожным хозяйством;
– переход на инновационный путь развития всей системы дорожного хозяйства.

3.7. Совершенствование  нормативно-правовой  базы функционирования  развития  дорожного хозяйства Тверской области

С точки зрения разрабатываемой Концепции и Программы, основными проблемами нормативно-правового обеспечения являются затруднения, связанные с разработкой новых нормативно-правовых актов и приведением существующих нормативных документов к требованиям, определенным в Федеральном законе об автомобильных дорогах, а также в стратегических документах, предполагающих пути развития дорожного хозяйства Тверской области.
Анализ существующей системы управления дорожным хозяйством Тверской области показывает, что возможности, созданные в результате административной реформы в структуре предприятий дорожной деятельности, до настоящего времени ограничены и не позволяют в полной мере решать стоящие перед дорожной отраслью задачи. Действующая система управления дорожным хозяйством, по существу, исчерпала возможности повышения эффективности своей деятельности, существенного ускорения темпов развития дорожной сети, привлечения внебюджетных средств на строительство платных автомобильных дорог, использования дополнительных источников для увеличения объемов финансирования дорожных работ в соответствии с потребностями субъекта Российской Федерации. Длительный зарегулированный механизм принятия решений о строительстве и реконструкции дорожных объектов, о финансировании этих работ, не позволяет оперативно управлять денежными потоками и обеспечивать финансирование дорожных работ исходя из потребностей изменения технического и транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети Тверской области.
Для осуществления реформы дорожного хозяйства Тверской области, в том числе при выполнении конкретных мероприятий, предусмотренных другими разделами настоящей работы, а также обеспечения развития дорожного хозяйства на перспективу, необходимо разработать и (или) привести в соответствие с действующим законодательством ряд нормативных правовых актов, предметами регулирования, которых являются:
– осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
– разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
– определение методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;
– утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения;
– осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
– установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;
– информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения;
– утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета Тверской области на указанные цели.
Помимо вышеуказанных пунктов должны быть продолжены работы по совершенствованию системы размещения государственных заказов и ценообразования в дорожном хозяйстве, разработаны методики размещения государственных долгосрочных контрактов на комплексное обслуживание дорожной сети операторами различных организационно-правовых форм на основе внедрения системы нормативов денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог; продолжено перераспределение автомобильных дорог на территории Тверской области по уровням публичной власти; разработана система мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог, внедрена система контроля за результатами дорожной деятельности на всех уровнях управления и мониторинга оценки эффективности управленческих решений; созданы необходимые условия для развития сети автомобильных дорог, а также для привлечения частных инвестиций на основе использования механизмов государственно-частного партнерства; приняты меры по созданию устойчивых долгосрочных источников финансирования дорожного хозяйства.
Следует также принять во внимание, что в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года №1789-р, системой мероприятий по ее проведению предусматривается повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества. В целях повышения открытости и прозрачности деятельности Администрации Тверской области в сфере дорожного хозяйства необходимо разработать механизм проведения публичных обсуждений и общественной экспертизы наиболее важных проектов (объектов) дорожного строительства, а также принимаемых решений по приоритетам в области осуществления дорожной деятельности на территории Тверской области, сформировать общественный совет при исполнительном органе государственной власти Тверской области, осуществляющем полномочия по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства Тверской области, а также коллегиальный орган в сфере дорожного хозяйства Тверской области с включением в его состав представителей указанного общественного совета.
Законодательство Тверской области в настоящий момент не содержит всех необходимых нормативных правовых актов, регулирующих возможные отношения в сфере дорожного хозяйства, при этом положения ряда правовых актов устарели и не соответствуют нормам действующего федерального законодательства.
В сфере деятельности органов управления дорожным хозяйством не определены полномочия законодательного и высшего исполнительного органов власти субъекта РФ, полномочия органов исполнительной власти при осуществлении дорожной деятельности необоснованно дублируются, в сфере безопасности дорожного движения отсутствует регулирование порядка создания и деятельности комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения в муниципальных образованиях, в сфере применения государственных контрактов в дорожном хозяйстве отсутствуют необходимые типовые формы контрактов, процесс заключения и финансирования контрактов в дорожной деятельности бюрократизирован и недостаточно оперативен, отсутствует регулирование ремонта и реконструкции автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, недостаточно регулирование в области использования придорожных полос и полос отвода соответствующих автомобильных дорог, регулирование возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам перевозками тяжеловесных грузов, носит единовременный характер, не соответствует действующему законодательству и не является всеобъемлющим.
В Тверской области не применяются механизмы государственно-частного партнерства, для создания и эксплуатации платных автомобильных дорог.
Следует отметить, что в Тверской области предпринимаются попытки консолидировать и развить источники финансирования дорожной деятельности, привлечь средства из новых источников финансирования, включая частные, как предусмотренные Федеральным законом об автомобильных дорогах, Бюджетным кодексом РФ, так и другими нормативными актами, включая, например, средства, поступающие в оплату штрафов за административные правонарушения в сфере коммунального хозяйства и благоустройства, ответственность за совершение которых достаточно полно установлена соответствующим областным законом.
Конкретные нормативно-правовые акты Тверской области в сфере дорожной деятельности, их недостатки, предложения по их совершенствованию, а также предложения по принятию новых нормативных актов представлены в приложении.



3.8. Совершенствование системы мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния  и развития  сети автомобильных дорог, внедрение  системы контроля достигаемых результатов и  изучения   оценки эффективности  управленческих решений

Перечень мероприятий, предусматривающих совершенствование системы мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования Тверской области, внедрение системы контроля достигаемых результатов и мониторинга оценки эффективности управленческих решений, включает:
– создание системы диагностики, включающей блок оценки и мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального и местного значения, целевых показателей, качества дорожных работ, технических и технико-экономических показателей готовых сооружений, а также материалов, конструкций и изделий на всех этапах их жизненного цикла;
– проведение инвентаризации, паспортизации и диагностики автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений Тверской области, с применением автоматизированной системы управления дорожного хозяйства.
В составе системы диагностики дорожной сети должны функционировать блоки оценки и мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, целевых показателей, качества дорожных работ, технических и технико-эксплуатационных показателей искусственных сооружений, а также материалов, конструкций и изделий на всех этапах их жизненного цикла. Для этого необходимо:
1) установление форм и разработка процедур и правил проведения оценки соответствия транспортно-эксплуатационных показателей дорог нормативным требованиям, значений целевых показателей, качества работ, технических и технико-эксплуатационных характеристик конструктивных элементов;
2) повышение достоверности результатов мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния за счет унификации методов определения технических параметров автомобильных дорог;
3) разработка количественных критериев оценки потребительских характеристик сети автомобильных дорог;
4) создание системы учета интенсивности движения;
5) разработка методики мониторинга состояния участков автомобильных дорог с применением новых материалов, конструкций, технологий;
6) разработка системы контроля качества и приемки дорожных работ с разделением ответственности между всеми участниками дорожных работ;
7) разработка системы оценки качества дорожных работ через динамику изменения транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог.
Повсеместное использование систем мониторинга и диагностики позволит сделать более прозрачным процесс планирования расходов на обеспечение достижения целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог и искусственных сооружений.

<<<НАЗАД | ПРОДОЛЖЕНИЕ>>>
 

 

ПОГОДА на АВТОДОРОГАХ РОССИИ

   
  * * *  
АВТОДОРОГИ РОССИИ на КАРТАХ ЯНДЕКС
Тверская область
Тверь и Тверская область (сетка 30 км)
Тверь и пригород (сетка 6 км)
  * * *  
  Погода в Твери:  
Яндекс.Погода
  * * *  
Пробки в Твери и на трассе М10>>>
  * * *  
Состояние автомобильных дорог Твери и Тверской области подробнее>>>
  * * *  
Партнерская программа обмена ссылками>>>
  * * *  
  Скачать бесплатно фотообои для рабочего стола
 
Фотообои для рабочего стола>>>
 
* * *
Полезные ссылки и объявления >>>
     
  * * *  
 
             

Уважаемые посетители! На нашем сайте Вы можете ознакомиться с записями в гостевой книге и оставить свои>>>...


Дизайн и разработка сайта: "RVS-Дайджест", 2007-2010


 

Хостинг от uCoz