ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКУМЕНТА:
4. Ресурсное обеспечение Концепции
В Концепции финансирование мероприятий по развитию дорожного хозяйства на период 2009–2015 годы предусматривается осуществлять за счет средств бюджетов Российской Федерации и Тверской области, а также внебюджетных источников. Динамика финансирования мероприятий Концепции показана по трем вариантам ее реализации (таблицы 1-6 Приложения).
Общий объем необходимых расходов на реализацию мероприятий Концепции по развитию дорожной деятельности и автомобильных дорог Тверской области на период 2009 – 2015 годов по минимальному варианту составляет 276,7 млрд рублей в ценах соответствующих лет, в том числе за счет:
– средств федерального бюджета - 169,5 млрд рублей (61,3% от общего объема);
– средств бюджета Тверской области - 15,1 млрд рублей (5,5% от общего объема);
– внебюджетных источников - 92,1 млрд рублей (33,2 % от общего объема).
Согласно среднему (рекомендуемому) варианту, объем необходимых расходов на реализацию мероприятий Концепции составляет 327,9 млрд рублей в ценах соответствующих лет, в том числе за счет:
– средств федерального бюджета - 178 млрд рублей (54,3% от общего объема);
– средств бюджета Тверской области - 56,6 млрд рублей (17,3% от общего объема);
– внебюджетных источников - 93,3 млрд рублей (28,4% от общего объема).
Согласно максимальному варианту, объем необходимых расходов на реализацию мероприятий Концепции составляет 504,9 млрд рублей в ценах соответствующих лет, в том числе за счет:
– средств федерального бюджета – 180,5 млрд рублей (35,7% от общего объема);
– средств бюджета Тверской области - 229,9 млрд рублей (45,5% от общего объема);
– внебюджетных источников - 93,3 млрд рублей (18,5% от общего объема);
– бюджет города Тверь – 1,2 млрд рублей (0,3% от общего объема).
Рисунок 12. Прогноз объемов финансирования строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог Тверской области в 2009-2015гг, млн.руб.(в ценах соответствующих лет)
При прогнозировании объемов работ предусматривалась возможность:
• привлечения внебюджетных источников;
• финансирования строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения за счет субсидий из федерального бюджета.
Требуемые объемы финансирования строительства и реконструкции, ремонта, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения в Тверской области до 2015 года представлены в таблице 7 Приложения.
Следует отметить, что по рекомендуемому варианту дефицит финансирования восстановления и модернизации сети автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения относительно максимального варианта составляет 35,1%, или 177,1 млрд рублей.
Новые источники финансирования расходных обязательств Тверской области по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения определил Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ). Можно выделить следующие основные направления расширения источников и объемов финансового обеспечения расходных обязательств Тверской области по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения:
1) взимание платы за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального Тверской области;
2) взимание платы с пользователей автомобильных дорог в виде возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области.
Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области рассчитывается исходя из устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Тверской области стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения Тверской области. ЗАО «НИПИ ТРТИ» проведен расчет возможных доходов бюджета Тверской области от оказания услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, которые составят ориентировочно – 146 млн рублей ежегодно.
В соответствии с пунктами 11-13 статьи 11 и пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено установление порядка и размера возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам, а также порядка выдачи соответствующего специального разрешения. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Тверской области может определяться высшим исполнительным органом государственной власти Тверской области самостоятельно.
Согласно расчетам возможные доходы бюджета Тверской области от введения платы за проезд по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения автомобилей грузовых (автопоездов), максимальная (полная) масса которых превышает 12 тонн ориентировочно – составят 480 млн рублей ежегодно.
Таким образом, общая сумма доходов бюджета Тверской области за счет дополнительных источников составит 626 млн рублей, а в рамках реализации Программа развития и модернизации автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области на 2010 – 2015 годы сумма дополнительных источников достигнет 3756 млн рублей (в ценах 2009 года).
5. Механизмы реализации Концепции
Концепция определяет комплекс мер, осуществляемых ее государственным заказчиком - Департаментом транспорта и связи Тверской области, - в целях повышения эффективности дорожного хозяйства Тверской области и достижения планируемых показателей его развития. Механизм реализации включает в себя организационную структуру управления Концепцией, механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов управления дорожным хозяйством, а также механизм контроля за реализацией мероприятий Концепции.
Заказчик Концепции осуществляет:
? планирование реализации мероприятий Концепции, обеспечение согласованности их выполнения, составление и представление в установленном порядке сводной бюджетной заявки на финансирование мероприятий Концепции за счет средств федерального бюджета и бюджета Тверской области на очередной финансовый год;
? общую координацию мероприятий Концепции, выполняемых в увязке с мероприятиями других федеральных и региональных программ;
? мониторинг выполнения целевых показателей и эффективности реализации мероприятий Концепции и расходования выделяемых бюджетных средств;
? сбор оперативной отчетной информации, подготовку докладов о ходе реализации Концепции и представление их в установленном порядке заинтересованным органам исполнительной власти, публикацию отчетов о ходе реализации Концепции в открытых источниках;
? внесение предложений о корректировке мероприятий Концепции по источникам и объемам финансирования и по перечню предлагаемых к реализации задач в соответствии с основными параметрами и приоритетами социально-экономического развития Тверской области.
Выполнение мероприятий Концепции организациями и предприятиями дорожного хозяйства будет осуществляться как на основе государственных контрактов на закупки для государственных нужд, так и на основе инвестиционных и концессионных соглашений на строительство и последующую эксплуатацию платных дорожных объектов.
Государственный заказчик Концепции выполняет свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным дорожным агентством и т.д.), другими органами исполнительной власти Тверской области и органами местного самоуправления Тверской области.
Источниками финансирования мероприятий Концепции являются бюджет Российской Федерации, бюджет Тверской области и внебюджетные источники. Средства из бюджета Российской Федерации и бюджета Тверской области предоставляются государственному заказчику в соответствии с установленными объемами финансирования на очередной финансовый год. Финансирование конкретных мероприятий и проектов осуществляется после заключения государственных контрактов.
Предоставление средств федерального бюджета на софинансирование строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области предусматривается осуществлять в виде субсидий бюджету Тверской области в соответствии с методикой расчета размера межбюджетных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, предусмотренных в подпрограмме «Автомобильные дороги» в составе ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». В составе указанных субсидий предусмотрено выделение средств на софинансирование объектов, направленных на прирост количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.
Новые источники финансирования расходных обязательств Тверской области по реализации мероприятий развития и модернизации автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения предложены в Концепции на основании положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих механизмы привлечения дополнительных источников для финансирования проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования. Полный перечень предложений по новым источникам финансирования расходных обязательств по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области приведен в Приложении.
Методическое, информационно-аналитическое, организационное и экспертное сопровождение мероприятий Концепции осуществляется в ходе текущего управления ее реализацией. Для повышения эффективности текущего управления Концепцией и контроля за ходом реализации ее мероприятий предлагается создать информационно-аналитическую систему управления Концепцией.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации мероприятий Концепции
Укрупненная оценка показателей социально-экономической эффективности вложения средств в развитие сети автомобильных дорог в Тверской области проводилась в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов» (Москва, «Экономика», 2000 г.) .
Концепция развития дорожного хозяйства Тверской области в зависимости от сценарных условий предусматривает разработку трех вариантов программ развития и модернизации автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального значения:
- минимальный вариант – предусматривает сохранение существующих тенденций функционирования дорожного хозяйства, низкие объемы работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту дорожной сети, проведение работ по строительству и реконструкции на отдельных приоритетных участках автомобильных дорог общего пользования;
- средний вариант (рекомендуемый) – предусматривает концентрацию ресурсов на важнейших проектах модернизации и развития автомобильных дорог общего пользования и направлениях, связанных с приоритетным проведением комплекса работ по содержанию, ремонту и модернизации дорожной сети, обеспечением необходимых транспортно-эксплуатационных показателей на опорной сети автомобильных дорог регионального значения;
- максимальный вариант – включает в себя мероприятия, необходимые к реализации как в ближайшее время, так и на перспективу; в большей степени обеспечивает потребности развития и восстановления сети автомобильных дорог общего пользования Тверской области по проведению работ в рамках нормативной потребности и финансировании работ сети автомобильных дорог общего пользования Тверской области по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения без дифференциации по классам.
Для оценки эффективности реализации мероприятий Концепции использовались следующие показатели:
- чистый дисконтированный доход, или чистая приведенная стоимость (ЧДД, NPV), определяется как стоимость чистых денежных поступлений за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу с использованием метода дисконтирования;
- индекс доходности (PI), отражающий отношение всех дисконтированных денежных притоков ко всем дисконтированным денежным оттокам;
- срок окупаемости – расчетный год, после которого объем чистых дисконтированных денежных поступлений становится и остается в дальнейшем положительным;
- внутренняя норма доходности (ВНД, IRR), отражающая ставку дисконтирования, при которой показатель ЧДД становится равным нулю.
Развитие сети автомобильных дорог окажет существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в области. Общественная значимость реализации Концепции определяется на основе расчета её социально-экономической эффективности, которая учитывает последствия реализации мероприятий с точки зрения интересов населения и хозяйственного комплекса территории.
В соответствии с критериями анализа издержек и выгод, если при расчете социально-экономической эффективности получен положительный результат (то есть чистая экономическая выгода для общества превышает стоимость инвестиций), Концепция рекомендуется к реализации и может претендовать на государственную поддержку.
Проведение оценки социально-экономической эффективности Концепции основывалось на использовании следующих основных принципов:
- прогнозирование транспортных потоков на основе данных обследований, анализа сложившейся транспортной ситуации, с учетом вариантов социально-экономического развития Тверской области и изменения уровня автомобилизации населения;
- выявление влияния реализации мероприятий Концепции на основные характеристики развития области;
- определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат; приведение их к сопоставимому виду с помощью дисконтирования.
Для оценки экономической эффективности затраты и выгоды варианта реализации Концепции рассматриваются и оцениваются по сравнению с так называемым «нулевым вариантом», предусматривающим отказ от реализации предусмотренных Концепцией мероприятий. При этом выгоды определяются на основе проведения оценки экономических и социальных последствий осуществления предусмотренных мероприятий с точки зрения интересов населения и хозяйственного комплекса области.
При проведении расчета эффективности определялись следующие последствия реализации мероприятий Концепции:
- сокращение эксплуатационных расходов пользователей автодорожной сети;
- уменьшение затрат времени на передвижения по автодорогам;
- снижение потерь от дорожно-транспортных происшествий;
- снижение выбросов автотранспорта в атмосферу.
Полученные результаты по каждому из последствий оценивались в стоимостном выражении по годам реализации Концепции, а затем сопоставлялись с необходимыми для её осуществления затратами на основе использования метода дисконтирования.
В соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов» при расчете показателей экономической эффективности не учитываются составляющие денежных потоков, связанные с получением кредитов и их обслуживанием, налоговыми и другими трансфертными платежами.
Концепция предполагает инвестирование средств в развитие сети автодорог в течение 2009-2015 гг. Расчетный срок был принят равным 30-летнему периоду функционирования дорожной сети, включая инвестиционную стадию. Таким образом, в расчете был рассмотрен период с 2009 г. по 2038 г.
Оценка эксплуатационных расходов пользователей автодорожной сети
На эксплуатационные расходы пользователей дорог существенное влияние оказывают дорожные условия. При движении транспортных средств по автодорогам с низкой скоростью и (или) в режимах «разгона – торможения» увеличивается расход топлива подвижного состава. Так, по результатам испытаний НПО «ЦНИТА», расход топлива автомобилями при частых циклах «разгона-торможения» увеличивается в среднем на 20-30% по сравнению с безостановочным равномерным движением со скоростью 60 км/час.
Для оценки транспортных расходов пользователей дорог подвижной состав был распределен по группам в зависимости от вида потребляемого топлива и его среднего эксплуатационного расхода на километр пробега: легковые, грузовые автомобили и автобусы.
Затраты на топливо рассчитывались в зависимости от базовых линейных норм расхода топлива для различных типов автотранспортных средств, пробега автомобиля, поправочного коэффициента на условия движения и стоимости топлива.
Удельные показатели расхода топлива на 1 км пробега при различных скоростях движения принимались на основе «Рекомендаций по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов» (Министерство транспорта РФ, Федеральный дорожный департамент, 1995 г.) и «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (руководящий документ Р3112194-0366-03).
В результате развития сети автодорог изменение условий движения транспорта скажется не только на уменьшении объема потребления топлива на километр пробега, но и на износе шин, снижении расходов на смазочные и прочие эксплуатационные материалы, уменьшении затрат на ремонт подвижного состава. При определении суммарных транспортных расходов при движении в существующих условиях и после реализации мероприятий Концепции учитывалось, что в структуре переменных затрат, приходящихся на один километр пробега, расходы на топливо составляют около 50% (в соответствии со статистическими данными Министерства транспорта РФ).
Эксплуатационные расходы пользователей дорожной сети рассчитывались по годам для двух вариантов: при реализации Концепции и в случае отказа её осуществления, а затем сопоставлялись с учетом дисконтирования.
Оценка затрат времени на передвижения по автодорожной сети
Отказ от развития автодорожной сети ухудшит ситуацию на существующей сети автодорог, что вызовет увеличение затрат времени на поездки. При реализации мероприятий Концепции, наоборот, произойдет увеличение скорости движения транспортных потоков, что приведет к снижению потерь времени водителей транспортных средств и пассажиров.
Стоимостная оценка времени для различных категорий пользователей дорожной сети рассчитывалась:
- для водителей и пассажиров легкового автотранспорта – на основе данных о средней заработной плате;
- для водителей грузовых автомобилей и автобусов – на основе среднеотраслевых показателей оплаты труда водителей и накладных расходов, приходящихся на один час рабочего времени.
За основу для экономической оценки потерь времени, затрачиваемого пассажирами автотранспортных средств, берется среднее значение почасовой оплаты труда населения Тверской области, которое составляет в настоящее время около 61 руб./час.
Стоимостная оценка времени определялась экспертно, исходя из среднемесячной заработной платы. При определении стоимости одного часа времени принималось во внимание, что доходы пользователей легковых автомобилей (пассажиров, владельцев, водителей) и водителей автобусов превышают средний уровень доходов населения и составляют около 76 руб./час для пользователей легковых автомобилей и 67 руб./час для водителей грузовых автомобилей и автобусов.
Скорости движения на проектируемой сети дорог принимались с учетом роста интенсивности и уровня загрузки на перспективный период.
Оценка потерь от дорожно-транспортных происшествий
Существующие и прогнозные значения суммарных потерь от ДТП и экономических выгод от снижения аварийности после реализации мероприятий Концепции рассчитаны на основе использования средних значений потерь от ДТП на 1 авт.-км, данных о количестве пользователей и протяженности дорожной сети.
Оценка ущерба от дорожно-транспортных происшествий проводилась на основании «Методики оценки расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий» (РФ, ФГУП «НИИАТ», 2000 г.). В качестве основных составляющих ущерба оценивался ущерб от гибели и ранения людей и ущерб от повреждения автотранспортных средств.
Согласно указанной методике, основными составляющими ущерба от ДТП с пострадавшими относятся:
– недополученный ВВП из-за отвлечения пострадавших или погибших из сферы производства;
– затраты на оказание медицинской помощи;
– пенсии и пособия пострадавшим и семьям погибших;
– моральные потери.
Развитие автодорожной сети обеспечит пользователям лучшие условия движения, и, как следствие, позволит сократить число и тяжесть последствий ДТП.
Оценка снижения числа ДТП проводилась в соответствии с «Методическими рекомендациями по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий» (М., Росавтодор, 2000 г.).
Оценка выбросов автотранспорта в атмосферу
Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автомобильного транспорта проводилась по показателю годовых валовых выбросов основных групп полютантов.
Определение экологического ущерба от автотранспортных выбросов включает следующие этапы:
рассчитываются суммарные объемы выбросов по каждому компоненту (СО, СH, NO2);
в соответствии с базовыми нормативами платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ устанавливаются размеры платы за одну тонну выброса по каждому компоненту. Размер платы устанавливается в зависимости от отношения расчетных значений максимальных концентраций для рассматриваемого перегона (участка) к предельно допустимым;
рассчитывается ущерб, наносимый окружающей среде, при движении автотранспорта по каждому компоненту и суммарно по всем компонентам.
На основе значений годовых валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу произведена оценка экономического ущерба от загрязнения автотранспортом воздушной среды с учетом действующих нормативов платы за выбросы.
Социально-экономическая эффективность Концепции
Оценка социально-экономической эффективности основывалась на следующих положениях:
1) эффекты от реализации Концепции сравнивались с вариантом, предусматривающим отказ от её реализации;
2) при выборе величины нормы дисконтирования для приведения разновременных затрат и результатов к началу расчетного периода учитывалось, что ставка дисконтирования должна отражать не только чисто финансовые интересы государства, но и систему предпочтений общества по поводу относительной значимости доходов в различные моменты времени, в том числе с точки зрения социальных результатов. В связи с этим норма дисконта принята равной 13% годовых.
В таблице 6.1 представлены полученные значения экономической эффективности реализации Концепции.
Таблица 6.1
Показатели социально-экономической эффективности реализации Концепции
(по вариантам)
Наименование показателя |
Ед.
изм. |
Значение показателя |
Максимальный вариант |
Средний (рекомендуемый) вариант |
Минимальный вариант |
Объём капитальных вложений |
млн руб. |
260 858,1 |
252 767,5 |
239 793,9 |
Транспортный эффект с учётом дисконтирования, |
млн руб. |
272 363,9 |
268 546,9 |
233 533,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
- от сокращения времени пребывания пассажиров в пути |
млн руб. |
113 541,0 |
112 105,8 |
97 513,2 |
- от снижения себестоимости перевозок |
млн руб. |
158 822,8 |
156 441,1 |
136 020,3 |
Внетранспортный эффект с учётом дисконтирования, |
млн руб. |
4 496,1 |
4 041,7 |
2 885,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
- от снижения экологической нагрузки |
млн руб. |
2 962,4 |
2 808,0 |
2 611,9 |
- от снижения аварийности |
млн руб. |
1 533,7 |
1 233,7 |
273,5 |
Чистый дисконтированный доход |
млн руб. |
118 695,3 |
119 494,8 |
91 340,4 |
Внутренняя норма доходности |
% |
19,4 |
19,7 |
18,6 |
Индекс доходности |
– |
1,8 |
1,8 |
1,6 |
Срок окупаемости с начала строительства |
лет |
15,8 |
15,4 |
16,5 |
Как видно из представленных данных, рассматриваемые варианты удовлетворяют требованиям, предъявляемым к объектам, финансирование которых осуществляется с привлечением средств государственного бюджета. Наилучшие показатели эффективности демонстрирует средний (рекомендуемый) вариант, он обеспечивает высокие показатели чистого дисконтированного дохода (119 млрд руб.) и внутренней нормы доходности (19,7%). Срок окупаемости данного варианта составит 15 лет с начала инвестирования.
На основании полученных результатов представляется обоснованным рекомендовать к реализации средний (рекомендуемый) вариант, поскольку он включает первоочередные мероприятия, дающие эффект в ближайшее время, тогда как максимальный вариант не только требует большего объёма капитальных вложений, но и содержит ряд мероприятий, дающих значительную отдачу в будущем, реализация которых может быть перенесена на более поздний срок. Реализация минимального варианта не позволит обеспечить потребности населения и предприятий Тверской области и устранить препятствия для развития экономики со стороны дорожной инфраструктуры.
* Утверждены Минэкономики России, Минфином России и Госстроем России 21.06.1999 г. №ВК 477.
7. Мониторинг показателей Концепции и контроль ее реализации
Для реализации Концепции развития дорожной деятельности на 2009 – 2015 годы и Программы развития автомобильных дорог Тверской области до 2015 года предусматривается утверждение соответствующего плана мероприятий уполномоченным органом управления дорожного хозяйства Тверской области.
План мероприятий станет основой для подготовки нормативных правовых актов, разработки и корректировки отраслевых программ, выполнения отдельных мероприятий, направленных на реализацию положений Концепции.
Положения Концепции могут корректироваться с уточнением отдельных ее приоритетов и изменением социально-экономической ситуации. Корректировку редакции Концепции целесообразно осуществлять по завершении трехлетнего периода бюджетного планирования.
Основным инструментом реализации Концепции являются федеральные, региональные и муниципальные целевые программы развития и модернизации автомобильных дорог общего пользования Тверской области.
Основным видом оперативной отчетности по реализации Концепции является отчетность о ходе выполнения плана мероприятий.
Основными критериями оценки являются достижение конечных результатов Концепции, выполнение сроков реализации мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств, привлечение внебюджетных источников финансирования развития дорожной отрасли.
Приложение А «Потребности в финансировании мероприятий по развитию и модернизации сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения Тверской области по трем вариантам»
Приложение Б «Перечень приоритетных мероприятий строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования Тверской области»
Приложение В «Перечень автомобильных дорог, предлагаемых к включению в новые межрегиональные маршруты и межрегиональные транспортные коридоры»
ГЛОССАРИЙ
Дорожное хозяйство - часть отрасли материального производства, призванная совместно с автомобилями наиболее полно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках. Включает сеть автомобильных дорог общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по ремонту и содержанию этих дорог.
Доступ на автомобильную дорогу – возможность въезда на автомобильную дорогу и съезд с неё транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
Интенсивность движения - количество автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за один час).
Категория автомобильной дороги - критерий, характеризующий народно-хозяйственное значение автомобильной дороги в общей транспортной сети страны и определяемый интенсивностью движения на ней. В соответствии с категорией назначаются все технические параметры дороги.
Параметры элементов дорог |
Категории дорог |
I-а |
I-б |
II |
III |
IV |
V |
Число полос движения |
4; 6; 8 |
4; 6; 8 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Ширина полосы движения, м |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
3,5 |
3 |
- |
Ширина проезжей части, м |
2х7,5;
2х11,25;
2х15 |
2х7,5;
2х11,25;
2х15 |
7,5 |
7 |
6 |
4,5 |
Ширина обочин, м |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
2,5 |
2 |
1,75 |
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,5 |
0,5 |
- |
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м |
6 |
5 |
- |
- |
- |
- |
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Ширина земляного полотна, м |
28,5; 36; 43,5 |
27,5; 35; 42,5 |
15 |
12 |
10 |
8 |
Примечание: В обоснованных случаях на дорогах II категории допускается устройство четырехполосной проезжей части с шириной полосы движения 3,5 м при расчетной скорости движения не более 100 км/ч.
Классификация (техническая) автомобильных дорог – разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
Класс автомобильной дороги – характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- автомагистраль;
- скоростная дорога;
- дорога обычного типа (нескоростная дорога).
К классу «автомагистраль» относятся автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железнодорожными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.
К классу «скоростная дорога» относятся автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железнодорожными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
К классу «дороги обычного типа» относятся автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:
- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категории IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V-50 м друг от друга.
Плотность дорожной сети - отношение общей протяженности всех автомобильных дорог определенной области (района) к площади этой области (района).
Пропускная способность дороги - максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги или дорога в целом в единицу времени. Обычно измеряется в легковых автомобилях в час (авт./ч).
Протяженность дороги - фактическая длина дороги между объектами или населенными пунктами.
Развитие сети дорог - осуществление плана перспективного размещения автомобильных дорог какого-либо региона в соответствии с потребностями народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках.
Сеть автомобильных дорог - совокупность всех дорог на территории страны, краев, областей или районов, обслуживающих все отрасли их комплексного хозяйства.
Структура дорожного хозяйства - это система взаимодействующих субъектов, общая цель которых направлена на обеспечение дорожной деятельности.
Схема развития автомобильных дорог - отраслевая схема общего комплекса схем развития и размещения отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам. Разработка схем развития автомобильных дорог, так же как и других отраслевых схем, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются задачи и основные показатели развития автомобильных дорог, на втором этапе в составе этих схем разрабатываются материалы с расчетами, обосновывающими целесообразность проектирования, строительства, реконструкции, и другие мероприятия по развитию и повышению технического уровня дорог.
Транспортно-эксплуатационные показатели дороги - ряд параметров, определяющих технический уровень дороги и ее эксплуатационные возможности. В зависимости от значений показателей дорогу относят к той или иной категории. Основными показателями являются: скорость, интенсивность и состав движения, пропускная и провозная способности, уровень аварийности, качество дорожного покрытия, время сообщения, себестоимость перевозок автомобильным транспортом и др.
|