Одноковшовые колесные фронтальные погрузчики являются на сегодняшний день одним из самых распространенных и востребованных видов дорожно-строительных машин. Именно поэтому столь большой интерес специалистов вызвала информация о разработке ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» колесного погрузчика ПК-46 и запуске его в производство.
ПК-46 – первенец колесных погрузчиков ЧТЗ
Стратегическое решение о расширении модельного ряда выпускаемых инженерных машин было принято на Челябинском тракторном заводе еще несколько лет назад. Именно такую задачу поставил перед маркетинговыми и конструкторскими службами предприятия генеральный директор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Валерий Платонов. Причем имелось в виду освоение производства не только новых моделей промышленных тракторов, но и принципиально новой гаммы инженерных машин, в том числе и на колесном ходу. Для завода это тем более важно, в последнее время явственно наблюдается замещение гусеничной инженерной техники ее колесными аналогами. В этот перечень перспективных колесных машин, намеченных к разработке и производству, вошел и колесный погрузчик.
Вспоминает заместитель начальника управления продаж по России центра маркетинга и продаж ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Владимир Капер:
– Проведенный маркетинговыми службами завода анализ рынка инженерных машин показывал, что на первом месте, с точки зрения потребительского спроса, однозначно находятся колесные погрузчики. Их главное конкурентное преимущество – универсальность применения. Специалистам хорошо известно, что фронтальный колесный погрузчик может самостоятельно перерабатывать сыпучие грунты, производить отсыпку насыпей, копать котлованы, производить загрузку самосвалов и железнодорожных платформ.
Главный вопрос, стоящий перед нами, заключался в том, погрузчик какого класса выпускать. Мнений было много, и подходы к решению поставленной задачи у различных подразделений завода зачастую были прямо противоположные. Так, в первую очередь, предполагалось заняться проектированием машины грузоподъемностью 6,5 тонн. Конечно, это очень перспективный класс колесных погрузчиков. Но в этом сегменте на рынке представлена техника пяти (!) отечественных производителей, и это, – не считая зарубежных машин. Понятно, что конкурировать с ними нам, только осваивающим это направление, было бы очень сложно. Мы неоднократно говорили об этом на заводских технических советах. Но главная проблема заключалась даже не в «импровизации» с выбором класса погрузчика, а с самой методикой его разработки. Машины, которые проектировались на заводе, создавались, исходя из производственных возможностей завода. А это неизбежно приводило к возникновению всякого рода инженерных и технологических компромиссов, что заведомо снижало ее потребительские качества. Стало ясно, что нужно набраться решительности и пойти другим путем.
«Другой путь» заключался в том, чтобы сначала понять и четко обозначить, какой должен быть колесный погрузчик, а уже потом приступить к его проектированию и конструированию. С этой целью маркетинговыми и инженерными службами завода была проделана огромная черновая работа по обоснованию выбора класса машины и составлению развернутого технического задания на ее разработку.
Говорит главный специалист центра маркетинга и продаж, разработчик технического задания на ПК-46 Виктор Захаров:
– С классом машины мы определились довольно быстро. Выбор грузоподъемности погрузчика в 4,6 тонны был обусловлен двумя основными причинами: во-первых, машины этого класса отличаются максимальной универсальностью. Они могут успешно работать не только в карьерах и на дорожно-строительных работах, но и на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. Во-вторых, конкуренция в этом сегменте не столь жесткая, как в других классах этих машин.
При составлении технического задания на новую машину был проведен сбор информации о конструктивных особенностях практически всех современных колесных погрузчиков ведущих отечественных и зарубежных производителей. Кропотливейший анализ велся более чем по восьмидесяти параметрам. Информация по крохам бралась буквально отовсюду: из специализированных журналов, рекламных буклетов, всевозможных каталогов, Интернета. Постепенно стали вырисовываться черты будущего погрузчика марки ЧТЗ.
Виктор Захаров вспоминает:
– При разработке технического задания нас абсолютно не волновал вопрос, а сможем ли мы это сделать? Мы брали какой-то параметр машины, смотрели, в каких пределах он выполнен у основных потенциальных конкурентов, и закладывали величину пусть ненамного, но превосходящую достигнутую другими. Уже очень скоро я стал отчетливо понимать, что если при разработке по-грузчика нам удастся выполнить хотя бы большую часть требования технического задания, то машина получится очень достойная.
Перед руководством завода стал сложный вопрос о том, кому доверить конструирование колесного погрузчика. Острота ситуации заключалась в том, что в послевоенной истории Челябинского тракторного завода еще не было случаев, когда бы к разработке перспективных образцов техники привлекались специалисты со стороны.
Заместитель генерального директора ООО «ЧТЗ-Уралтрак» по инвестициям Владимир Перезолов:
– Делали мы погрузчик по новому для себя алгоритму – для его проектирования мы привлекли лучших специалистов в области разработки колесной техники. Это позволило нам существенно сократить время на проведение НИОКР и свести к минимуму возможные ошибки и просчеты, которые были неизбежны, если бы мы вели проектирование собственными силами. Дело не в том, что мы не имеем квалифицированных инженерных кадров, наши конструкторы – профессионалы высокого уровня, но во всем, что касается гусеничных промышленных тракторов. И на освоение колесной техники им потребовалось бы время. К тому же – это проверенная мировая практика, все ведущие производители, создавая образцы новой для себя продукции, стремятся привлечь специализированные инженерные подразделения.
Важнейшей особенностью всего процесса разработки ПК-46 был упор не на технологические возможности тракторного завода в производстве основных узлов и агрегатов машины, а изначальная ориентация на аналогичные изделия только лучших отечественных и зарубежных производителей. Одним словом, для своего первого колесного погрузчика на ЧТЗ использовались только «породистые» комплектующие.
Комментарий Владимира Перезолова:
– Действительно, мы не замыкались только на производственных возможностях завода. Конечно, было бы заманчиво расширить производственную программу наших подразделений за счет узлов и агрегатов для колесного погрузчика. Но всегда нужно быть реалистами и отдавать себе отчет в том, что если раньше мы подобную технику не делали, то вряд ли нам удастся сразу же обеспечить необходимое качество. А рынок ждать не будет. Поэтому в конструкции погрузчика мы использовали узлы и агрегаты многих ведущих фирм, в том числе и зарубежных, которые способны этот уровень качества гарантировать. Так, мы применили коробку передач известной немецкой компании ZF, практически вся гидравлическая аппаратура – итальянских и датских производителей, силовой агрегат – дизель ЯМЗ-236 Ярославского моторного завода и так далее. На долю наших заводских подразделений пришлось изготовление силовой рамы погрузчика, стрелы, ковша и т. д.
Для производства погрузчиков в структуре ЧТЗ было организовано новое предприятие – «Профессиональные строительные машины – Завод малых серий».
Жизнь показала, что мы пошли по единственно правильному пути: для будущих потребителей машины важно то, что при ее разработке использовались только проверенные решения, именно это является залогом ее высокого качественного уровня.
Кроме всего прочего, использование принципиально новых подходов к разработке машины позволило существенно сократить время освоения производства колесного погрузчика. От утверждения технического задания до презентации первого образца ПК-46 прошел всего год. Любой, кто знаком с отечественным машиностроением, скажет, что подобные сроки находятся просто за гранью реальности. На Челябинском тракторном шутят, что такие темпы освоения производства абсолютно новой техники были на заводе только в годы войны.
Первый показ машины состоялся в декабре 2005 года и оказался на редкость удачным. Двигатель завелся с полоборота, все маневры с ковшом погрузчика выполнялись быстро и четко. Даже в стесненных условиях производственного корпуса, где и была проведена презентация, ПК-46 продемонстрировал высокую маневренность вне зависимости от направления движения. Потом были другие выставки и показы. Погрузчик был показан губернатору Челябинской области П. И. Сумину, мэру Челябинска М. В. Юревичу, руководителям промышленных и сельскохозяйственных предприятий Уральского региона. Все они дали высокую оценку новой машины с маркой ЧТЗ.
Но это были только смотрины, на заводе все прекрасно понимали, что объективную характеристику погрузчику можно будет дать только на основании того, как он покажет себя в эксплуатации. Первый товарный образец Proffi (такое название получил ПК-46) приобрело ООО «КПП» из города Троицк Челябинской области для работы в песчаном карьере. И о своем выборе, как говорят его руководители, на предприятии ни разу не пожалели.
Рассказывает начальник песчаного карьера «КПП» Сергей Старовойтов:
– До челябинской машины у нас работал по-грузчик совместного корейско-китайского производства. Неплохая машина, но Proffi – лучше. Он превосходит «корейца» по производительности, причем существенно. За это могу ручаться – сравнивали. Скажу так, десять железнодорожных платформ грузоподъемностью 66 тонн ПК-46 загружает за два часа, а корейская машина – за три. При плече подвоза менее 10 метров на заполнение одной платформы у Proffi уходит до 7 минут, а при плече в 20 метров – до 10 минут.
После того как на загрузку платформ поставили Proffi, мы убрали с этого участка экскаватор и два бульдозера, которые раньше выполняли эту работу, сейчас они здесь просто не нужны. Особо должен подчеркнуть, что при столь впечатляющих конкурентных преимуществах цена челябинского погрузчика значительно ниже, чем у китайско-корейского аналога.
Комментирует Владимир Шахов:
– Именно этого мы и добивались при разработке ПК-46. Для этого по всем основным эксплуатационным параметрам мы заложили в конструкцию машины запас. Погрузчик спокойно набирает в ковш почти до пяти тонн груза, и это допускается, потому что у него есть запас мощности двигателя грузоподъемности мостов и прочности силового каркаса машины. Обратите внимание на кинематику ковша в рабочем положении – нет утечек грунта, добиться этого было очень не просто. И, наконец, по маневренности, скорости рабочего хода и быстродействию гидросистемы, управлению ковшом ПК-46 ни в чем не уступает лучшим образцам зарубежных машин такого класса.
Особо нужно сказать, что специалистов ООО «КПП» больше всего поразил «импортный», как они выражаются, дизайн челябинской машины, удобная комфортная кабина и отменная эргономика рабочего места оператора. При этом сами разработчики считают, что из-за недостатка времени при освоении производства погрузчика дизайну машины не было уделено должного внимания.
С этим соглашается и Владимир Шахов:
– Над дизайном своих погрузчиков мы еще, безусловно, поработаем, хотя нам и сейчас не стыдно не за их внешний вид, не за оформление и комплектацию кабины.
Возможности ПК-46 просто покорили не только специалистов ООО «КПП». Узнав, что в песчаном карьере работает абсолютно новый погрузчик марки ЧТЗ, сюда, чтобы увидеть в деле неведомую машину, стали приезжать представители многих предприятий не только из близлежащих городов и поселков, но и из всех районов области. И первые заказы на Proffi уже пошли на завод. Подумывают приобрести второй образец ПК-46 и в самом ООО «КПП».
Директор ООО «КПП» Валерий Шик:
– Я сейчас всем знакомым предлагаю: вы приезжайте сюда, посмотрите, какие чудеса творит этот погрузчик.
Согласен с ним и Владимир Капер:
– То, что первая машина сразу же оказалась в работе, говорит о ее высокой надежности. И это не может не вызывать чувства удовлетворения.
В том, что погрузчик на Челябинском тракторном заводе получился, не сомневается никто. Удалось успешно решить важнейшую задачу – не только буквально с листа создать принципиально новую для предприятия машину, но и обеспечить ее высокий конкурентный потенциал.
Комментирует Виктор Захаров:
– Основные базовые параметры технического задания удалось реализовать в готовой машине. Будем откровенны, редкий случай, что все получилось и погрузчик сразу «пошел».
Сейчас маркетинговые службы предприятия намерены провести широкий показ машины для потенциальных потребителей подобной техники. Но останавливаться на достигнутом на ЧТЗ не собираются. Одна колесная инженерная машина, какой бы удачной она не была, ни в коей мере не решает стратегическую цель завода – существенное расширение выпускаемой предприятием номенклатуры строительно-дорожных машин. Поэтому параллельно с постановкой на производство ПК-46 на заводе уже начата работа по проектированию новых образцов колесных фронтальных погрузчиков.
Это обстоятельство особо отмечает Владимир Перезолов:
«ПК-46 – это только первая ласточка. Мы ведем работы и по другим типам колесных инженерных машин. Могу ответственно заявить, что следующих новинок колесной инженерной техники марки ЧТЗ долго ждать не придется».
Материал журнала "Спец&Техника", 2007 г.
Специализированные выставки и конференции>>> |