|
|
Новости дорожного строительства Тверской области
|
Архив новостей за Март 2011 г. |
|
|
17 марта 2011 г. в Департаменте транспорта и связи Тверской области состоялась пресс-конференция, посвященная перспективам работы департамента и дирекции Дорожного фонда на ближайшее время. С журналистами общались назначенные с 1 марта руководители: начальник департамента Андрей Рассказов и директор дирекции территориального Дорожного фонда Дмитрий Санников.
- Мы продолжим начатую предшественниками линию работы по модернизации и развития дорожного хозяйства, транспортной сферы, сферы информационных технологий и связи. Многое уже сделано, но и многое еще предстоит, - подчеркнул начальник Департамента транспорта и связи Андрей Рассказов.
Основным направлением деятельности дирекции Дорожного фонда станет контроль качества работ.
В контрактах четко прописываются штрафные санкции за каждое нарушение. Например, подрядчиков, некачественно содержащих дороги, штрафные санкции ждут по итогам каждого месяца: если по конкретной дороге заказчиком сделано до пяти замечаний - 10% от объема выполненных на этой дороге работ, если от 5 до 10 замечаний – 20%, более 10 – 30%. За несвоевременный ввод объекта ремонта или реконструкции подрядчику грозит штраф в размере до 15% от стоимости контракта, - отметил Дмитрий Санников.
Что касается транспортной сферы, то на данный момент департамент вплотную занят реализацией принятого в прошлом году регионального Закона «О транспортном обслуживании», согласно которому теперь все маршруты распределяются между перевозчиками на конкурсной основе.
В 2011 году администрация Тверской области продолжит работу по обновлению автопарка муниципальных образований. На данный момент разрабатывается техническое задание на закупку техники. Несмотря на то, что в 2011 году сокращено финансирование из федерального бюджета, в региональном бюджете средства на это предусмотрены. Планируется закупить порядка 40 автобусов марок ПАЗ и ЛИАЗ.
По линии связи и информационных технологий Тверской регион одним из первых приступит к реализации федеральной программы по внедрению цифрового телерадиовещания. К 2015 году каждый житель области сможет бесплатно смотреть более 40 каналов в отличном цифровом качестве. |
|
|
|
Подрядным организациям, отвечающим за содержание дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области, выставлены штрафные санкции на общую сумму более 1 млн рублей – таковы итоги их работы в феврале 2011 года. Лидером по количеству полученных предписаний и размеру насчитанного штрафа стала компания ООО «ДСУ-1».
Погодные условия февраля, как отмечает заместитель директора ГУ «Дирекция ТДФ» Дмитрий Насибуллин, были довольно сложными с точки зрения содержания автодорог. Однако в целом результат достигнут: проезжаемость и безопасность движения обеспечены настолько, насколько это возможно в рамках выделенного финансирования. Тем не менее, состояние ряда дорог вызвало серьезные нарекания и у специалистов, и у населения. Это, в частности, дороги Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка, Тверь – Тургиново, Тверь – Рождествено – Завод 1 мая – Ильинское, Калязин – Кашин – Горицы – Кушалино, Вышний Волочек – Бежецк – Сонково и другие. Каждая из недобросовестно исполнивших свои обязательства подрядных организаций получила наказание в соответствии с условиями контракта.
Больше всего предписаний специалисты Дирекции дорожного фонда выдали в Центральном округе – в общей сложности 30, а сумма штрафных санкций составила почти 340 тыс. рублей. Стоит отметить, что по итогам января этот округ также получил наибольшее количество замечаний. При этом самый «сложным» подрядчиком на данной территории также второй месяц подряд стала компания ООО «ДСУ-1»: она получила 18 нареканий и штрафные санкции в размере 183,6 тыс. рублей. По-прежнему у специалистов Дирекции имеются нарекания и к качеству содержания автодороги Тверь – Ржев, которая с начала этого года содержится по нормативам ГОСТа. Однако, по словам Дмитрия Насибуллина, ситуация в феврале по сравнению с предыдущим месяцем значительно улучшилась.
Если по итогам января подрядчикам на этой дороге был выписан штраф в размере 2,5 млн рублей, т.е. 38,5% от месячного выполнения, то теперь сумма штрафа составила 237,8 тыс. рублей – 4% от выполнения за месяц. При этом состояние данной дороги, содержащейся по нормативам, разительно отличается от состояния дорог, содержание которых осуществляется традиционным способом – в рамках выделенных на это средств: в частности, на ее обочинах нет снежных валов, которые наблюдаются практически на всей дорожной сети. Напомним, что в течение трех лет – с 2011 по 2013 год – на предусмотренные контрактом виды работ по содержанию дороги Тверь – Ржев из бюджета Тверской области будет ежегодно выделяться порядка 95 млн. рублей.
Так, в 2011 году на эти цели направлено 91,8 млн рублей, в то время как уровень расходов на содержание других дорог такого же класса, как и этой дороги до 1 января текущего года, составляет 16,4 млн рублей в год. Единовременно перевести все дороги регионального и межмуниципального значения на обслуживание по нормативам невозможно, так как это требует особо крупных затрат областного бюджета – около 30 млрд. рублей.
Однако департаментом транспорта и связи Тверской области совместно с департаментом финансов региона разработан план постепенного перехода на нормативное содержание опорной сети дорог общей протяженностью 1 108,3 км (дороги 1-а класса). Все необходимые для этого мероприятия планируется реализовать до 2030 года. Таким образом, будут созданы условия, которые обеспечат улучшение потребительских качеств автодорог, увеличение межремонтных сроков, снижение аварийности, повышение ответственности подрядных организаций и привлекательности дорожных работ для инвестиций. Вместе с тем, каким бы способом ни содержались автомобильные дороги Тверской области, неизменным принципом деятельности органов управления дорожным хозяйством региона остается жесткий контроль качества работы подрядчиков.
«Каждая дорожная организация, выходящая на торги с целью получить право на заключение госконтракта на содержание, ремонт или реконструкцию наших дорог, - отмечает директор ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Дмитрий Санников, - должна иметь четкое понимание: халтурщикам у нас не место. Любая недобросовестная работа карается по всей строгости. Мы осуществляем постоянный контроль всех дорожных работ. При этом данные, которыми располагают наши специалисты, открыты для населения, в частности на сайте www.dts.tver.ru, и каждый житель области тоже может принимать участие в этом процессе». Сообщает департамент транспорта и связи Тверской области. |
|
|
|
Беспрецедентное решение принял арбитражный суд Тверской области: за неисполнение договорных обязательств с дорожной организации будет взыскано 10 млн рублей. Это первый случай взыскания с подрядчика столь крупной суммы.
Как сообщает пресс-служба департамента транспорта и связи Тверской области, в 2010 году с организацией ООО «СитиСтройСервис» был заключен контракт на ремонт автомобильной дороги Андреаполь – Бологое – Аксеново в Андреапольском районе. Однако подрядчик не выполнил взятых на себя обязательств. В связи с этим ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда», которая являлась заказчиком работ
, обратился в суд с требованиями о расторжении госконтракта и взыскании неустойки. Арбитражный суд Тверской области удовлетворил требования и принял решение о взыскании с ООО «СитиСтройСервис» неустойки – 10 млн рублей. Суд также принял решение о расторжении госконтракта с компаний, которая теперь будет внесена в реестр недобросовестных поставщиков. Это означает, что в течение двух лет она не сможет участвовать в торгах для государственных и муниципальных нужд.
«Решение арбитражного суда является продолжением нашей деятельности по борьбе с недобросовестными подрядчиками, выполняющими работы на областных дорогах. С 2009 года ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда» ведет планомерную работу по повышению качества
работ на региональных дорогах, а также по борьбе с «авантюристами», – пояснила заместитель директора ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда» Ирина Вуймина.
Надо отметить, что это уже четвертый госконтракт, расторгнутый арбитражным судом. В настоящее время в реестре недобросовестных поставщиков содержатся сведения о двух подрядных организациях (ООО «СпецДорСервис - Конаково» и ООО «БауэрТех»). В отношении еще двух подрядчиков: ООО «Оптима - Люкс» и ООО «СитиСтройСервис» в Управление антимонопольной службы по Тверской области будут направлены соответствующие заявления после вступления решений арбитражного суда в силу. |
|
|
|
Программу по содержанию улично-дорожной сети города Твери на 2012 год разрабатывает ГУ "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" по поручению губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина. Особое внимание в ней будет уделено вопросам зимнего содержания улиц, в особенности уборки и вывоза снега, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в областном департаменте транспорта и связи.
Специалистами дирекции территориального дорожного фонда уже составлен перечень основных причин неэффективной работы по содержанию улиц Твери. В него вошли, в частности, неграмотное составление технических заданий для подрядчиков, отсутствие в городе мест складирования снега, у подрядных организаций - специализированной высокопроизводительной техники и квалифицированных кадров, просчеты с запасами противогололедных материалов, плохая организация работ и недостаточное взаимодействие городской администрации с ГИБДД, административно-технической инспекцией и областными органами управления дорожным хозяйством. Так, к началу зимы для складирования снега было определено только одно место - полигон ТБО. Противогололедные материалы закончились уже к началу февраля. Из-за того, что имеющаяся техника значительно устарела, а часть ее и вовсе находится в неработоспособном состоянии, работы производятся крайне медленно: участок улицы длиной 200-300 метров убирается целую ночь. Выделенного финансирования оказалось достаточно для уборки снега толщиной не более 16 см, в то время как этот показатель превысил 50 см. Недостаток средств привел также к тому, что некоторые подрядчики не осуществляют определенные виды работ.
Для того, чтобы такая сложная ситуация не повторилась следующей зимой, специалисты Дирекции территориального дорожного фонда предлагают целый ряд конкретных мероприятий по решению обозначенных выше проблем. В частности, до 1 октября 2011 года необходимо завершить работы по подготовке мест для свалки снега - не менее одного - двух на каждый район города. В технических заданиях требуется четко обозначать список работ, а расценки на их выполнение увеличить до приемлемого уровня. Для эффективной организации работ нужно создать единый центр управления, который будет формировать общий график содержания по городу, обеспечивать круглосуточную работу подрядных организаций и т.д. При этом должен быть жесткий контроль, в том числе при помощи системы ГЛОНАСС, а за нарушение подрядчиками условий контрактов (сроков уборки снега, устранения скользкости и так далее) следует предусмотреть строгие штрафные санкции. |
|
|
|
Администрация Тверской области и Росавтодор заключили соглашение о субсидировании ремонта дорог Твери из федерального бюджета в 2011 году. В соответствии с этим документом областной центр получит в свое распоряжение 234 млн рублей. Напомним, всего в 2011 году город Тверь должен получить на ремонт муниципальных дорог три суммы общим объемом порядка 450 млн рублей. Под каждую из них в муниципальном бюджете необходимо предусмотреть софинансирование в размере 5%.
Первая сумма – это 129 из 400 млн рублей, которые были выделены в 2010 году из федерального бюджета по программе «Новые дороги городов России» и не были освоены городом в прошлом сезоне. В 2011 году, благодаря участию губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина и работе, проведенной региональным департаментом транспорта и связи, который занимается вопросами федерального субсидирования и непосредственно взаимодействует с федеральным центром, эти средства могут быть направлены на не реализованные в срок объекты. Сумма софинансирования со стороны муниципалитета должна составить порядка 6,5 млн рублей.
Вторая сумма, 105 млн рублей, выделяется федеральным центром на капитальный ремонт и ремонт магистральных улиц Твери. Сумма софинансирования в данном случае – около 5,3 млн рублей. И, наконец, третья федеральная субсидия – 211 млн рублей – предназначена для приведения в нормативное состояние внутридворовых территорий города. Сумма софинансирования, которую должна выделить Тверь, - 10,6 млн рублей.
Подписанное на данный момент соглашение предоставляет областному центру первые две суммы.
Однако если к получению 105 млн рублей в Твери все готово (есть и перечень объектов, и средства на софинансирование работ), то возможности воспользоваться 129-ю млн рублей у городских органов управления дорожным хозяйством пока нет. До сих пор в отношении этих средств они не выполнили одно из главных условий предоставления субсидии – обеспечение софинансирования в размере 5%. Необходимые для этого средства не заложены в бюджете муниципалитета. По словам начальника департамента транспорта и связи Тверской области Андрея Рассказова, такая медлительность со стороны городских властей грозит обернуться повторением ошибок прошлого года: из-за длительной процедуры внесения изменений в бюджет, а затем, после получения средств, проведения конкурсов на выполнение строительно-монтажных работ ремонт снова может начаться осенью. Для того чтобы не допустить этого, региональный департамент транспорта и связи еженедельно проводит совещания с представителями органов управления дорожным хозяйством Твери, координируя работу в этом направлении и оказывая поддержку. Со своей стороны ДТиС сделал все, чтобы заключить соглашение с федеральным центром как можно раньше и тем самым предоставить городу возможность получить средства уже к началу ремонтно-строительного сезона. На этой неделе от имени начальника департамента было направлено письмо в адрес главы администрации областного центра Василия Толоко с указанием существующих проблем и просьбой ускорить реализацию мероприятий, требующихся для получения федеральных средств, а на следующей неделе планируется провести совещание на уровне сити-менеджера. Есть проблемы и с подготовкой к получению третьей суммы – 211 млн рублей. Несмотря на то, что в бюджете уже предусмотрены средства на софинансирование ремонтных работ и разработан перечень внутридворовых территорий, которые планируется отремонтировать, серьезно срываются сроки определения сметной стоимости объектов. Кроме того, департамент транспорта и связи Тверской области рекомендует городским органам управления дорожным хозяйством сделать перечень объектов публичным. Как только появятся сметы, будет разработана программа работ – эта обязанность, равно как и полномочия по заключению соглашения с федеральным центром в отношении данной суммы, возложена на департамент ЖКХ Тверской области. Департамент транспорта и связи региона в части реализации этого соглашения будет заниматься финансовыми вопросами и, совместно с Дирекцией территориального дорожного фонда, контролем качества работ, который, по словам заместителя директора Дирекции Дмитрия Симакова, со стороны областных органов управления дорожным хозяйством будет не менее жестким, чем на региональных дорогах. Сообщает департамент транспорта и связи Тверской области. |
|
|
|
Арбитражный суд Тверской области удовлетворил исковые требования Дирекции территориального дорожного фонда о расторжении контракта с компанией ООО «Оптима люкс». Неисполнение обязательств по капитальному ремонту автодороги Дмитрова Гора – Тарлаково в Конаковском районе обернется для подрядчика не только разрывом контракта, но и внесением в общероссийский реестр недобросовестных поставщиков.
Контракт на капитальный ремонт автодороги Дмитрова Гора - Тарлаково был заключен с ООО «Оптима люкс» еще в 2008 году. Эта компания предложила на торгах наименьшую стоимость работ, а именно это сегодня, согласно федеральному законодательству, является решающим фактором при определении подрядчика на выполнение любых работ по государственному заказу. Общая стоимость контракта составила почти 85,7 млн рублей, куда вошли средства как регионального, так и федерального бюджетов.
Проблемы с освоением средств возникли практически с самого начала: за три с половиной месяца 2008 года было использовано лишь 17,1 млн рублей из запланированных 57,1 млн. Специалисты ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», а также технический и авторский надзор, осуществляя контроль за ходом ремонта, неоднократно отмечали не только низкие темпы производства работ, но и грубые нарушения, о чем неоднократно уведомляли подрядную организацию.
За 2009 год подрядчику необходимо было завершить работы и освоить оставшиеся 68,5 млн рублей. Однако к концу года невыполненных или не принятых по причине брака работ осталось почти на 16,2 млн рублей. С наступлением неподходящих для ремонта погодных условий в декабре 2009 года заказчик был вынужден запретить подрядчику продолжение работ, и в результате даже по истечению сроков контракта ремонт автодороги общей протяженностью 7,03 км оказался выполненным лишь на 90%. Естественно, в таком состоянии объект не мог быть принят заказчиком, поэтому работы продолжились и в 2010 году. Кроме того, в новом ремонтно-строительном сезоне подрядчик должен был устранить весь брак на уже отремонтированных участках.
Однако к середине 2010 года ситуация существенно не изменилась. Кроме того, у заказчика, Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области, по-прежнему оставались серьезные претензии к качеству асфальтобетонного покрытия, выполненного ООО «Оптима люкс»: из-за нарушения технологий, по оценкам специалистов, оно потребует ремонта не через 10 лет, как положено по нормативам, а уже через 2-3 года. С нарушениями было выполнено и укрепление обочин, что приводит к подтоплению и размывам.
Учитывая нарушения, допущенные при производстве работ, и несоблюдение сроков, установленных контрактом, Дирекция территориального дорожного фонда приняла решение расторгнуть контракт с подрядчиком и добиться его внесения в общероссийский реестр недобросовестных поставщиков, лишив тем самым возможности участвовать в торгах на 2 года. Спустя месяцы кропотливой работы юристов решением Арбитражного суда Тверской области эти требования заказчика удовлетворены, и вскоре название ООО «Оптима люкс» появится в списке других компаний, не выполнивших свои контрактные обязательства.
Как отмечает заместитель директора ГУ «Дирекция ТДФ» Ирина Вуймина, по инициативе региональных и муниципальных органов управления дорожным хозяйством Тверской области в этот реестр попали уже 5 дорожных организаций (http://www.dts.tver.ru/TGS/dts/home.nsf/pages/plohie.html), и в совокупности со штрафными санкциями это адекватное наказание для таких подрядчиков. Организации, намеренные придти на тверской рынок с целью заработать обманным путем, добавляет начальник областного департамента транспорта и связи Андрей Рассказов, должны понять, что здесь это не сойдет им с рук.
Следует отметить, что разбирательство с компанией ООО «Оптима люкс» не закончено: заказчик продолжает добиваться уплаты неустойки, сумма которой составляет свыше 1,5 млн рублей. Сообщает пресс-служба департамента транспорта и связи Тверской области. |
|
|
|
О своей отставке экс-руководитель Департамента транспорта и связи Тверской области Церен Церенов, находившийся в должности с 2007 года, сообщил 28 февраля 2011 года вечером через средство связи, которое он курировал и развивал в Тверской области - Интернет. В своем блоге Церен Валерьевич изложил краткую информацию о своём уходе, не вдаваясь в подробности. Цитата:
«Перехожу пока на должность советника губернатора по транспорту, дорогам и административной реформе и буду помогать вновь назначенным коллегам, тянуть непростую лямку трех инфраструктурных отраслей. Хочу примерно месячную передышку, а потом приму решение о дальнейшей деятельности».
В Твиттере экс-глава департамента ещё более лаконичен: «Дорогие друзья и коллеги, губернатор недавно принял мою отставку. Спасибо за поддержку».
Информацию о возможности его назначения заместителем губернатора Тверской области Церен Церенов комментировать пока отказался.
В тот же день произошли другие значительные перестановки. Свой пост покинул заместитель главы региона Павел Поляк, он курировал вопросы ЖКХ с 2009 года. Его место занял Леонид Гальперин, который раньше руководил аппаратом Законодательного собрания Тверской области. Также стало известно, что на должность главы Департамента транспорта и связи назначен директор дирекции Дорожного фонда Андрей Васильевич Рассказов. На его же место пришёл статс-секретарь – заместитель начальника Управления «Административно-техническая инспекция Тверской области» Дмитрий Валерьевич Санников.
Подробности в лицах:
Церен Церенов родился в 1972 году. В 1994 году окончил МГУ имени Ломоносова по специальности «Механика, прикладная математика». Окончив в 1997 году Высшую школу экономики, в течение трёх лет работал ведущим специалистом в Минэкономики РФ. Один из разработчиков стратегии развития России до 2010 года и авторов целевой программы «Электронная Россия».
Андрей Рассказов родился в 1964 году. В 1986 году окончил Московский автодорожный институт по специальности «Строительство автодорог». В 1986 году получил квалификацию инженер-строитель и переехал в Тюменскую область, где участвовал в строительстве автодороги Тобольск – Южный Балык. С 2004 по 2009 год – глава Фировского района Тверской области. С 2009 по 2010 год – начальник Управления дорожного хозяйства Департамента транспорта и связи Тверской области. С 2010 по 2011 год – директор государственного управления «Дирекция территориального Дорожного фонда Тверской области».
Дмитрий Санников родился в 1978 году в Нижнем Тагиле. Выпускник Тверского государственного университета и Тверского государственного политехнического университета 2000 года. В ТвГУ получил специальность «Географ. Преподаватель по географии», в ТГТУ по специальности «Информационные системы в экономике». С 2004 по 2005 год – заместитель начальника управления делами аппарата губернатора Тверской области. С 2008 года – заместитель начальника государственной Административно-технической инспекции. С 1 марта 2011 года – директор государственного учреждения «Дирекция территориального Дорожного фонда».
Павел Поляк родился в 1972 году в Москве. В 1995 году окончил Российский химико-технологический университет имени Менделеева по специальности «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов», квалификация – инженер-технолог. В 2000 году окончил Московский государственный авиационный институт по специальности «Менеджмент», квалификация - бакалавр менеджмента. С 1995 по 2004 год работал на руководящих должностях в коммерческих организациях города Москвы. С 2004 по 2008 год - глава Нелидовского района Тверской области. С 2009 по 2010 год занимал должность заместителя губернатора Тверской области по вопросам ЖКХ.
Леонид Гальперин родился в 1959 году. Выпускник 1983 года Московского физико-технического института. С 1983 по 1993 год работал научным сотрудником Московского физико-технического университета. Впоследствии занимал ряд руководящих должностей в коммерческих и государственных структурах. С 2010 года занимал должность руководителя аппарата Законодательного собрания Тверской области. |
|
|
|
Работа по исполнению поручения губернатора Дмитрий Зеленина о заблаговременном проведении торгов и заключении контрактов на ремонт областных дорог и мостов проводится департаментом транспорта и связи Тверской области (ДТиС) и дирекцией территориального дорожного фонда (ТДФ).
Как сообщает пресс-служба администрации Тверской области, уже определены подрядные организации, которые будут выполнять работы
на автодорогах Осташков – Волговерховье, ведущей к государственному природному заказнику «Исток реки Волга», и Мошки – Стружня, а также на мосту через реку Волга у деревни Староселка Калязинского района и на железнодорожном путепроводе у села Теляково в Кувшиновском районе. Работы по капремонту этих участков автодорог пройдут в 2011-2015 годах.
Заключение контрактов больше чем за месяц до начала ремонтно-строительного сезона даст возможность подрядчикам приступить к выполнению работ сразу, как только позволят погодные условия. ДиректорТДФ Андрей Рассказов отметил, что так должно произойти на всех объектах ремонта и реконструкции, запланированных на 2011 год.
Право на реконструкцию автодороги Осташков – Волговерховье получило ООО «Строительная компания «БИЛЛДЭКС». Компания должна будет отремонтировать участок с 3 по 16 километры.
За пятилетний срок должен быть выполнен и капитальный ремонт десятикилометрового участка автодороги Мошки – Стружня. Здесь подрядчиком выступает ЗАО «Лихославльавтодор». Вместо гравийного покрытия подрядчик должен будет уложить асфальтобетон, он также переустроит линию электропередач и установит водопропускные трубы.
Зато ремонт путепровода через железную дорогу у села Теляково на дороге Торжок – Осташков должен быть выполнен всего за год. Работами займется ООО ПСО «Ремстроймост». В то же время мост через реку Волга у деревни Староселка на автодороге Калязин – Кашин – Горицы – Кушалино должен быть восстановлен до конца 2013 года. Ремонт этого уникального для Тверской области моста протяженностью более 430 метров обойдется в 69,3 млн рублей, что на 12% ниже первоначальной стоимости контракта. |
|
|
|
Дорожники Тверской области начали применение технологий, которые позволяют производить ремонт дорожного покрытия практически при любой температуре воздуха — от ?30 до +40 градусов. Первые «заплатки» из так называемого холодного асфальта появились на прошлой неделе на дорогах Тверь — Ржев и Тверь — Бежецк.
Холодный асфальтобетон — это традиционный асфальт, который приготавливается по специально выдержанной технологии с применением модифицированных добавок или модифицированного битума. Он уже применяется по всему миру и в самых различных климатических условиях: в США, Бразилии, Ираке, Швеции, Великобритании. Есть опыт применения этого материала и в России. Помимо возможности использования при очень низких и очень высоких температурах, холодный асфальт имеет и еще ряд преимуществ. В частности, он легко и долго хранится. К тому же его можно перевозить на любые расстояния, тогда как для горячего асфальта 60 км — это предел. Кроме того, значительно упрощается процесс укладки: не требуется специальной подготовки покрытия — достаточно очистить его от мусора и излишков воды, а сам ремонт выполняется силами 1-2 человек без применения специальной техники — уплотнить смесь можно вибротрамбовкой, а дальнейшее движение по «заплатке» автомобилей еще больше повысит ее прочность.
Тверская область пока только осваивает новую для региона технологию. По словам заместителя директора ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Дмитрия Симакова, на тверских дорогах холодный асфальт больше всего пригодится для проведения экстренного ямочного ремонта. К примеру, зимой, когда на дорогах появляются аварийно опасные выбоины, «залатать» которые горячим асфальтом при температурах этого периода невозможно. Или аномально жарким летом, как, скажем, в прошлом году, когда обычный асфальтобетон приходилось укладывать по ночам. Однако использование такого материала для масштабного ремонта специалисты региональных органов управления дорожным хозяйством не рассматривают: во-первых, он стоит в 3 раза дороже традиционного асфальта, а во-вторых, его прочность и долговечность на дорогах Тверской области пока не испытана. |
|
|
|
По словам начальника ГУ «Тверской ЦГМС» Татьяны Зиминой, «погодные» характеристики текущей зимы «перепрыгнули» принятые нормы – осадки оказались в 2 раза обильнее, снежный покров – на 10-20 см толще, запас воды в реках - на 20-40% больше, февральские морозы – на 25 градусов крепче. Об этом глава тверского Гидрометеоцентра сообщила на совещании по вопросу обеспечения сохранности автодорог и искусственных сооружений в период пропуска ледохода и паводковых вод, организованном департаментом транспорта и связи Тверской области и Дирекцией территориального дорожного фонда.
Как сообщает пресс-служба департамента транспорта и связи Верхневолжья, данные синоптиков только подтвердили опасения дорожников: весной 2011 года ожидается сильное половодье, которое поставит под угрозу сохранность дорог и мостов. Напомним, что масштабные разрушения минувшей весной показали, что изношенная дорожная сеть региона, многие участки которой из-за отсутствия денег не ремонтировались по 30-40 лет, не способна выдерживать серьезные природные катаклизмы. В ряде случая природе «помогает» недоработка муниципальных властей и подрядных организаций. Многие из них не сообщают вовремя об угрозе разрушения, не проводят мониторинг аварийных объектов, не назначают сотрудников, ответственных за это, что еще больше повышает вероятность наступления чрезвычайных ситуаций. Однако, как показала практика предыдущих лет, при должной активности муниципалитетов при взаимодействии с областными органами управления дорожным хозяйством вопросы организации и проведения аварийно-восстановительных работ решаются быстро и эффективно.
Надо отметить, что 2009 году практически все средства резервного фонда Тверской области (13,2 из 15 млн рублей) пошли на дорожное хозяйство. В текущем году на восстановление региональных и муниципальных дорог из резервного фонда уже выделено около 40 млн рублей. Кстати, в настоящее время порядок проведения работ
по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций несколько изменился: теперь все случаи будет рассматривать не комиссия МЧС, а специально созданная комиссия при департаменте транспорта и связи Тверской области. Об этом муниципалитетам и подрядчикам сообщили на прошедшем совещании.
К сожалению, разрушительное весеннее половодье – не единственная «головная боль» тверских дорожников. Как рассказал директор ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Андрей Рассказов, состояние дорог серьезно ухудшили погодные катаклизмы, которые обрушились на Верхневолжье в 2010 и продолжаются в 2011 году: аномально жаркое лето, «растопившее» асфальт, чрезвычайно дождливая осень, насытившая его водой, и снежная зима с частыми перепадами температуры. Все эти факторы, как пояснили специалисты, губительны для дорожной сети, и потому разрушения, которых на дорогах Тверской области с каждым годом становится все больше, этой весной окажутся еще масштабнее. Для того чтобы своевременно оценить масштабы дорожного бедствия и хоть как-то сгладить последствия разрушительного климатического воздействия, Дирекция территориального дорожного фонда дала указание подрядным организациям начать весеннее обследование автодорог регионального и межмуниципального значения, как только позволят погодно-дорожные условия. Так можно будет выявить наиболее проблемные места, а их анализ даст представление о том, какой объем средств понадобится на обеспечение безопасности движения по этим участкам. Подготовка к весеннему половодью и предупреждению чрезвычайных ситуаций также внесет свою лепту в дело обеспечения сохранности дорог Верхневолжья.
Должна помочь и другая ежегодная мера – временное ограничение движения механических транспортных средств, которое планируется ввести на период с 28 марта по 26 апреля. Кстати, вице-президент Дорожно-строительной ассоциации Анатолий Шитов вообще считает, что эту меру следует довести до крайности и запретить движение тяжеловесного транспорта на весь весенний период. Или хотя бы установить для перевозчиков непосильно высокие ставки, чтобы минимизировать движение большегрузов. Параметры ограничения устанавливаются в соответствии с общероссийским законодательством: движение транспорта с нагрузкой на ось более 6 тонн будет осуществляться по специальным разрешениям, оплаченным по ставкам, аналогичным федеральным. Но даже все эти меры, предупреждает Андрей Рассказов, не позволят сохранить дорожную сеть предстоящей весной на 100 процентов, поэтому следует быть готовыми к объективным дорожным трудностям. |
|
|
|
ОАО "ФСК ЕЭС" считает необоснованными претензии Тверской области на получение от компании денежных средств в размере 750 млн руб. на восстановление дорог. Об этом заявили в пресс-службе компании.
Регион требует от ФСК средства на восстановление дорог, разрушенных при строительстве линий электропередач Калининской АЭС. Ранее область уже договаривалась о подобном возмещении затрат с другими компаниями. В частности, Транснефть возместила расходы на ремонт дорог, разрушенных при строительстве Балтийской трубопроводной системы.
В настоящее время ФСК ЕЭС готова выделить на проведение ремонта разрушенных дорог только 140 млн руб. Между тем, по подсчетам специалистов Дирекции территориального дорожного фонда, для проведения восстановительных работ необходимо 749.9 млн руб.
Как сообщил представитель ФСК ЕЭС, строительство объектов выдачи мощности Калининской АЭС закреплено в соглашении о сотрудничестве между Тверской области и компанией (подписано 31 августа 2010 года). Все вопросы, возникающие в рамках реализации проекта, решаются в соответствии с соглашением путем переговоров и обсуждений на регулярных рабочих совещаниях.
"До проведения всесторонней экспертной оценки состояния дорожного полотна в районе строительства линии электропередачи 750 кВ Калининская АЭС - Грибово определение суммы затрат на восстановление дорог в размере 750 млн рублей считаем необоснованным, заявление департамента транспорта и связи правительства Тверской области - преждевременным", - сообщили в ФСК ЕЭС. Электросетевые объекты ФСК ЕЭС находятся в 73 регионах РФ. Компания обеспечивает функционирование 118 тыс. км. линий электропередачи. Выручка ФСК ЕЭС по МСФО за I полугодие 2010 года составила 56.565 млрд руб., чистая прибыль - 12.636 млрд руб. |
|
|
|
Законопроект, призванный возродить упраздненные в начале 2000-х годов дорожные фонды, принят Государственной Думой РФ в первом чтении. В нем прописаны принципиально иные, чем сегодня, источники финансирования дорожного хозяйства. Как уверяют разработчики законопроекта, это должно существенно изменить ситуацию в отрасли.
Как сообщает пресс-служба департамента транспорта и связи Тверской области, если законопроект пройдет заключительное чтение, то очень скоро средства на проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт и содержание автодорог будут аккумулироваться в Федеральном дорожном фонде. Также предполагается создать региональные дорожные фонды: субъекты РФ должны будут самостоятельно сделать это до 1 января 2012 года.
Надо отметить, что для наполнения федерального и региональных дорожных фондов уже повышены ставки акцизов на бензин и дизтопливо. При этом с 2014 года доходы от акцизов будут распределяться между федеральным центром и регионами в новой пропорции: 28% на 72% соответственно. Кроме того, со следующего года планируется ввести квазиналог на тяжеловесные транспортные средства: его обяжут платить всех перевозчиков, наносящих вред дорогам.
Органы управления дорожным хозяйством Тверской области не уверены в том, что нововведения, прописанные в законе, смогут кардинально изменить ситуацию в дорожной отрасли. Как считает начальник регионального департамента транспорта и связи Церен Церенов, улучшения почувствуют на себе те регионы, где процент
финансирования отрасли по отношению к общему объему регионального бюджета достаточно низкий, – однако в Тверской области он уже выше, чем во многих других субъектах РФ. Так, в 2011 году из областного бюджета на дорожное хозяйство планируется направить порядка 2,8 млрд. Однако этих средств все равно будет недостаточно – Верхневолжье имеет самую протяженную дорожную сеть в Центральном Федеральном округе и четвертую по протяженности в России – 15 347 км. Однако увеличить финансирование пропорционально количеству дорог региональная казна не сможет: ее объем не особо велик, а средства необходимо делить на все нужды области. Также необходимо отметить, что тверские дорожники не уверены, что возрожденный дорожный фонд сможет принести в отрасль больше денег, чем выделяется сегодня бюджетом, – вероятнее всего, изменятся только лишь источники финансирования, а суммы останутся прежними. Да и приоритеты распределения средств останутся неизменными: после создания регионального дорожного фонда в Тверской области продолжится реализация уже внедренных долгосрочных программ развития дорожной сети. |
|
|
|
На две трети выполнен план по ремонту дорог столицы Верхневолжья в рамках федеральной программы «Новые дороги городов России». Как сообщает пресс-служба департамента транспорта и связи Тверской области, к оплате приняты работы на сумму порядка 280 млн рублей из 421,4 млн, направленных на эти цели из федерального и муниципального бюджетов. На эти деньги
планировалось отремонтировать более 200 объектов улично-дорожной сети Твери.
Федеральный бюджет на ремонт тверских дорог в 2010 году выделил 400,2 млн рублей. Из бюджета города направлено 5% от этой суммы, то есть 21,2 млн рублей – это было основным условием предоставления субсидии.
Помимо сотрудников привлеченной организации технадзора контроль за работами, производимыми в рамках программы, вели специалисты областного департамента транспорта и связи и Дирекции территориального дорожного фонда. Обследование объектов проводилось ежедневно, при этом в обязательном порядке фиксировались все замечания по качеству
ремонта, поступающие как от контролирующих структур, так и от общественности, а также факты их устранения. Специалисты областных органов управления дорожным хозяйством принимали участие и в приемке. Без их подписи на документах, подтверждающих качество выполненного ремонта, работа подрядчиков не принималась и не оплачивалась. Всесторонний контроль позволил выявить все случаи некачественного ремонта.
Надо отметить, что на некоторых улицах Твери работа так и не началась: чтобы не допустить нарушений в производстве работ, подрядчикам было запрещено выходить на объекты, как только наступили неподходящие погодные условия.
По итогам реализации федеральной программы в столице Верхневолжья выполнено и принято работ на 279,4 млн рублей, из которых 265,4 млн рублей – федеральная субсидия и 14 млн рублей – средства города. На эти деньги отремонтировано порядка 130 дорог областного центра. Неосвоенный остаток средств федерального бюджета, а это 115,4 млн рублей, придется вернуть. Однако региональный департамент транспорта и связи намерен решить на федеральном уровне вопрос о переносе этой суммы на следующий год, это позволит завершить запланированный ремонт дорог в Твери.
Надо отметить, что аналогичную работу органы управления дорожным хозяйством Тверской области провели и на траспортных артериях регионального и межмуниципального значения: в этом году впервые было решено не осваивать бюджетные деньги до конца отчетного периода во что бы то ни стало – с наступлением неблагоприятных погодных условий подрядчикам запретили проводить дорожные работы. В результате часть средств, выделенных из бюджета области на дорожное хозяйство, вернулась в региональную казну.
Возврат средств с объектов, работы на которых не были выполнены или были выполнены некачественно, – прецедент, необходимый для того, чтоб изменить менталитет как подрядчиков, так и заказчиков, уверен начальник департамента транспорта и связи Тверской области Церен Церенов.
«Сегодня подрядчик уверен, что ему заплатят в любой ситуации, поскольку если заказчик не освоит бюджетные средства, его ждет наказание, – пояснил он. – Результат такого отношения мы видим сегодня на своих дорогах. Однако задача госслужащего – рачительное расходование государственных денег, и когда он не принимает плохо выполненную работу, его за это нужно поощрять, а не наказывать, как это происходит сейчас по существующим в нашей стране законам». |
|
|
|
С 28 марта 2011 года на автодорогах области вводятся ограничения движения большегрузного транспорта. В этом году вместо оценки единиц транспорта по общей массе вводится ограничение нагрузки на ось. Церен Церенов, начальник департамента транспорта и связи Тверской области, объяснил: "Предприятия малого бизнеса, имеющие некрупнотоннажные машины будут передвигаться без пропусков. Будет введено ограничение на ось – 6 тонн, а в качестве доказательной базы будет применяться заключение постов весового контроля". Главы муниципалитетов предлагают отойти от практики прошлых лет, когда пропуски делились на региональные и муниципальные. Глава города Кимры Максим Литвинов сказал: "Я приехал с предложением к руководству Дорожного фонда, чтобы создали единую систему пропусков. Чтобы мы могли контролировать пропуска, выданные Дорфондом, тем самым, улучшая сохранность дорог в муниципальных образованиях". Ограничения в движении большегрузных автомобилей вступят в силу 28 марта и будут действовать в течение месяца. Подробную информацию можно получить в администрациях муниципальных образований. |
|
|
|
ООО ПСО «Ремстроймост» восстановит 15-метровый мост через реку Ратыня на 61 км автодороги Хабоцкое – Молоково – Сандово – граница Вологодской области в Сандовском районе. Подписание контракта на производство строительно-монтажных работ состоялось 9 февраля.
В настоящее время, по данным экспертизы ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», мост реку Ратыня находится в аварийном состоянии. По поручению губернатора Дмитрий Зеленина департамент транспорта и связи Тверской области включил его в программу по приведению искусственных сооружений в нормативное состояние. Надо отметить, что с начала реализации этой программы объемы ежегодного ремонта мостов на территории Верхневолжья значительно выросли. Например, в прошлом году было отремонтировано 142,7 погонных метров мостов, в то время как в 2009 году – всего 32,9 погонных метра.
Как сообщает пресс-служба регионального департамента транспорта и связи, проектно-сметная документация на строительство моста через Ратыню была разработана в декабре 2010 года, а через неделю будет заключен контракт на строительство – такая оперативная деятельность областных органов управления дорожным хозяйством по размещению госзаказов даст возможность подрядчику приступить к выполнению строительно-монтажных работ
сразу, как только позволят погодные условия. Как утверждает директор Дирекции территориального дорожного фонда Андрей Рассказов, так должно произойти и на других объектах ремонта и реконструкции, запланированных на 2011 год: их перечень был сформирован еще в мае 2010 года, реализация некоторых из них началась уже в конце прошлого года, а торги на остальные ведутся с середины января. |
|
|
|
С начала 2011 года участились жалобы в департамент транспорта и связи Тверской области на содержание некоторых региональных дорог 3-го класса, которым с апреля прошлого года занимаются муниципалитеты. Среди тех, кто некачественно исполняет свои обязанности, - муниципальные образования Осташковского, Конаковского, Калининского и ряда других районов.
Напомним, полномочия по содержания региональных автодорог общего пользования 3-го класса были переданы на муниципальный уровень 1 апреля 2010 года согласно региональному закону «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Тверской области отдельными государственными полномочиями в дорожной деятельности» (http://www.dts.tver.ru/TGS/dts/home.nsf/news/28-01-2010-12-08-38.html), разработанному областным департаментом транспорта и связи и ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области». Полномочия по содержанию 6 578,6 км дорог 3-го класса, а также средства областного бюджета в виде целевых субвенций на выполнение необходимых работ получили 83 муниципальных образования, в том числе 33 муниципальных района и 50 сельских поселений. В 2010 году на эти цели из бюджета Тверской области было выделено 108,2 млн рублей, в текущем году будет направлено 177,9 млн рублей. Эта сумма на 13% больше, чем ранее на эти же дороги выделялось Дорожному фонду. При этом муниципалитеты могут самостоятельно определять, на какие именно автодороги района или сельского поселения лучше направить деньги. А поскольку власти на местах лучше знают «болевые точки» своей территории, работы по поддержанию технического состояния дорог, организации и обеспечению безопасности дорожного движения должны проводиться гораздо эффективнее – именно с этой целью был разработан и принят региональный закон.
Большинство муниципальных образований, по словам заведующей отделом реализации программ развития дорожной сети управления дорожного хозяйства ДТиС Натальи Гудковой, по итогам 2010 года достойно справились с новыми обязанностями: это, в частности, Андреапольский, Бежецкий, Бельский, Весьегонский и многие другие районы. Однако у некоторых возникли серьезные управленческие проблемы с выполнением – отсюда и жалобы жителей, поступающие в департамент транспорта и связи Тверской области. Так, житель города Кимры пишет о том, что после снегопадов не расчищена автодорога Захново – Старый Сиг в Осташковском районе, где живет его родственник. Жители Конаковского района прислали коллективное обращение с указанием на бездействие администрации Конаковского района: «совершенно не чистятся дороги», «на просьбы и жалобы граждан о расчистке дорог местные власти не отвечают», - говорится в письме. Все подобные сигналы тщательно рассматриваются и проверяются специалистами департамента транспорта и связи региона. Ответственные лица на местах получают замечания и указания их устранить. В ближайшее время, если поток жалоб не прекратится, будут введены специальные штрафные санкции для муниципалитетов, не справляющихся со своими обязанностями, и приняты необходимые меры, для того чтобы установить должную дисциплину. Обращения граждан принимаются по телефонам «горячей линии» департамента транспорта и связи Тверской области 8-800-450-1115 и Дирекции дорожного фонда (4822) 35-52-73, а также по адресу 170000, г. Тверь Свободный пер., д. 5 (ДТиС) и 170000, г.Тверь, ул.Желябова, д.21 (Дирекция). |
|
|
|
С 1 января 2011 года автодорога Тверь – Ржев содержится по требованиям нормативов ГОСТа. Однако спрашивать по всей строгости с подрядчиков начнут только с 15 января: поскольку раньше содержание этой дороги, как и всех остальных региональных дорог, осуществлялось не по нормативам, а в пределах выделенных на это средств, подрядным организациям дано две недели на то, чтобы подготовить ее к новым условиям.
Дорога Тверь – Ржев переведена на нормативное содержания первой в Тверской области. При новом подходе с подрядчика будет спрашиваться, главным образом, за качество работ: они принимаются исходя не из того, что было сделано на выделенные деньги, а насколько хорошо выполнены предусмотренные ГОСТом мероприятия. В частности, расчистка снега должна производиться не более чем через 3 часа после его выпадения, а скользкость – ликвидироваться максимум за 4-6 часов.
На дороге Тверь – Ржев с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года в соответствии с государственным контрактом эти обязанности предстоит выполнять генеральной подрядной организации ООО «Тверьавтодор», а также 3-ем субподрядным организациям: ООО «ДСУ-1», ГУП «Старицкое ДРСУ» и ОАО «Ржевское ДРСУ», между которыми распределены участки дороги. На выполнение необходимых работ из бюджета Тверской области будет ежегодно выделяться порядка 95 млн рублей.
Качество нормативного содержания – на особом контроле: с 15 января состояние всех конструктивных элементов дороги будет оцениваться ежедневно, а их несоответствие нормативам – караться штрафами. Вместе с тем и в течение переходного периода проводимые подрядчиком работы не остались без внимания заказчика: на время новогодних праздников, с 1 по 10 января, в ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» помимо общего дежурства по контролю ситуации на региональных дорогах было организовано отдельное дежурство специалистов по проверке выполнения работ на дороге Тверь – Ржев. Проверки показали, что пока нормативные требования не соблюдаются: комиссия отметила несоответствие нормативам ширины проезжей части и обочин, наличие наледи и снежного наката на отдельных участках дороги и ряд других недостатков. Пока, с учетом разрешенного контрактом переходного периода, штрафные санкции к подрядчикам не применялись – вынесенные замечания были зафиксированы в соответствующих актах и предъявлены к устранению, однако скоро ситуация изменится
Состояние дорог в Твери - коммунальная неудача городских властей
Этой зимой количество выпавшего снега превысило самые смелые ожидания городских властей. В Твери введен режим чрезвычайной ситуации, из городского резервного фонда на ликвидацию последствий циклона выделено около 3 млн. руб. Решается вопрос выделения дополнительных средств из областного резерва.
Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин поручил региональному департаменту транспорта и связи и ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» подключиться к решению проблем в отдельно взятом районе города — Заволжском — в качестве примера выработки алгоритма действий в нестандартных ситуациях.
Были проанализированы причины создавшегося критического положения. Помимо нехватки техники и людей, существуют и системные просчеты. Расчет бюджетных ассигнований дорожных работ не выдерживает критики. Чуть более 1 млн. руб. предусмотрено на вывоз снега с магистральных улиц всего Заволжского района, данная потребность рассчитана на толщину выпавшего снега не превышающую 10 см, а выпало уже 43. На сумму в млн. руб. можно вывезти только 3-4 тыс. тонн снега, реальное количество осадков превышает план в разы. В наборку работ по содержанию районных улиц вывоз снега вообще не включен.
Да и расценки на вывоз снега формировались по остаточному принципу, в связи с чем они оказались заниженными в несколько раз. Именно по этой причине некоторые подрядные дорожные организации, даже имея в наличии необходимую технику, отказывались работать сверх запланированных объемов.
Среди причин коммунальных неудач — отсутствие взаимодействия между генеральными и субподрядными организациями, в городе нет единой отлаженной схемы уборки, как и места складирования снега, на что указывает природоохранная прокуратура.
Впрочем, только лишь поиском причин и следствий дело не ограничилось. За выходные специалистами департамента и Дирекции в Тверь были привлечены дополнительные производственные мощности, в частности областные подрядные организации и московские компании, которые работают круглые сутки. Практически решена проблема расчистки магистральных улиц, решается вопрос с уборкой районных.
Иной подход практикуют специалисты Дорожного фонда к контролю. Оплата будет производиться только за реально выполненные виды деятельности подрядчиков.
Сегодня коммунальным службам города помог дождь, большая часть снега попросту растаяла, однако зима еще в самом разгаре — время не только для анализа ошибок, но и для решительных действий. Между тем, решение коммунальных проблем муниципалитетов — зона ответственности их руководства, собственно, средства и способы урегулирования ситуации должна изыскивать городская администрация, а не доводить проблему до критической черты, когда областная власть просто вынуждена вмешаться.
|
|
|
|
Жители деревень Кочута и Лудилово Торопецкого района, в которых проживает 68 человек, получили в подарок к Новому году новый мост через реку Кунья. Об этом сообщили в департаменте территориальной и информационной политики Тверской области. Как пояснили в департаменте, ситуация с переходом через реку складывалась критическая. Движение по мосту было закрыто из-за износа конструкций. В итоге жители двух деревень оказались фактически отрезанными от внешнего мира. Глава Торопецкого района Николай Аввакумов обратился за помощью к губернатору Дмитрию Зеленину. По распоряжению губернатора областные органы управления дорожным хозяйством предприняли необходимые меры для оперативного решения проблемы. В итоге ремонт данного объекта был включен в план дорожных работ. Из областного бюджета на эти цели выделили 7 млн. 100 тыс. рублей. 16 сентября был заключен контракт на проведение ремонтных работ, и уже 15 декабря состоялось торжественное открытие моста. По словам начальника отдела мостов и искусственных сооружений ГУ "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" Романа Копыльченко, подрядчик ООО ПСО "Ремстроймост" справился с поставленной задачей раньше намеченного срока. Теперь по отремонтированному мосту при необходимости проедут машины скорой помощи, милиции, пожарной, будет осуществляться прогон скота.
|
|
|
|
Приглашаем Вас посетить Форум ДСА. Вы можете читать информацию, размещать свои сообщения и объявления, дискутировать с другими участниками, обмениваться личными сообщениями. Недавно подключена фотогалерея - можно добавлять свои фото и оставлять комментарии.
Будем благодарны за Ваши отзывы и пожелания. Спасибо!
|
|
|
|
|
|
|
|
* * *
Обсудить новости и высказать мысли можно на ФОРУМЕ Дорожно-строительной ассоциации >>>
При использовании материалов сайта "ДСА" - гиперссылка на источник обязательна.
У Вас есть интересные новости? Отправьте администратору сайта >>>
Архивы всех новостей за предыдущие периоды >>>
Главная страница сайта >>>
RSS-канал
|
|