Рано или поздно, предприятия, производственная деятельность которых связана с проведением земляных работ или с предоставлением средств механизации для этих целей, сталкиваются с вопросом: “В какой момент обновлять свой парк строительной техники? Если обновлять, то, какими моделями?”. Ответ на этот вопрос неоднозначен и естественно зависит от многих факторов. Таких, например, как интенсивность эксплуатации, вид выполняемых работ, конкретные условия эксплуатации. Однако существует ряд общих подходов к решению поставленных вопросов, своим видением которых мы хотели бы поделиться.Известно, что, когда решаются вопросы, касающиеся обновления парка строительной техники, руководители предприятия или специалисты руководствуются в первую очередь практическими категориями. В нашем случае – экономической целесообразностью.
К примеру, о вопросе: “когда наиболее целесообразно обновлять парк?”. Срок службы машины от её выпуска до списания, как известно, - категория экономическая. Общей закономерностью для строительной техники является рост затрат на эксплуатацию и снижение её производительности по мере увеличения возраста машины. На примере бульдозеров средних классов, среднегодовые затраты на ремонт и техническое обслуживание машин в возрасте 10 лет могут быть выше до 5-8 раз по сравнению с новыми. На примере этой же техники, межремонтные циклы бульдозеров, отработавших свой ресурс примерно в 1,5 раза меньше, чем у машин, со сроком службы, равным половине нормативного. Дополнительно, производительность техники уменьшается за каждый год эксплуатации на 1-2%, а уменьшение годового фонда рабочего времени на 1,5% в год. Наибольшее снижение наблюдается именно у бульдозеров. Кроме того, необходимо учитывать, что технический уровень и производительность новых модификаций значительно выросли относительно моделей, выпущенных 10 и более лет назад.
К примеру, бульдозер Б10М с гидромеханической трансмиссией производства Челябинского тракторного завода в принципе некорректно сравнивать с бульдозером типа Т-130 или Б-170, парк которых ещё очень велик. Производительность Т-130 и Т-170 (даже в новом состоянии) на 30-50% ниже, чем у новых моделей ЧТЗ (Б10М с гидромеханической трансмиссией), а сравнивать условия работы оператора-бульдозериста и вовсе нельзя, - гидромеханическая трансмиссия делает управление бульдозером удобным и автоматизированным. Таким образом, необходимость замены старой машины на новую может вытекать из физического и морального износа машин. Дополнительным стимулом для организации, может стать неоптимальность структуры парка конкретных строительных машин по типоразмеру. В целом все эти факторы, естественно, приводят к увеличению себестоимости конечной продукции предприятия (выполненных работ) и соответственно к снижению её конкурентоспособности на рынке, по сравнению с остальными фирмами. На практике, учитывая специфику эксплуатации в каждом конкретном случае, можно обоснованно принять решение о замене техники, лишь в том случае, если ведется учет эксплуатационных затрат и выработки изношенных машин, далее эти цифры сопоставляются с данными по машинам, близким по возрасту к половине нормативного срока эксплуатации (или по сравнению с новыми). Из этого сравнения можно увидеть, какие убытки несет предприятие от использования старых машин, вместо новых и понять реальную необходимость в их замене. Когда решение об обновлении принято, возникает вопрос: - “какую модель, какого производителя, и в каком состоянии приобретать?”
Бульдозер Б-100
Бульдозер Б-100 (тягового класса 10) - универсальная машина, с которой начинается почти каждая стройка. Трактор Б-100 относится к числу гусеничных машин общего назначения. Он неприхотлив в обслуживании, обладает высокой проходимостью и маневренностью, комплектацией от ведущих мировых лидеров.
Основное рабочее оборудование бульдозера Б-100 - бульдозерный отвал. Отвал изготавливается из легированной стали, со сменными ножами, полусферический неповоротный с гидроперекосом.
Дополнительное рабочее оборудование представлено рыхлителем.
Ходовая система бульдозера Б-100 состоит из гусеничного движителя и подвески. Движитель состоит из двух сварных тележек жесткой конструкции, опорных катков, направляющих колес с натяжным механизмом, сдающим звеном и поддерживающих катков.
На бульдозере Б-100 имеется две гидросистемы: гидросистема гидростатической передачи и гидросистема рабочего оборудования. Управление бульдозерным отвалом и рыхлителем осуществляется с помощью 2-х гидравлических джойстиков (Германия).
Технические характеристики бульдозера Б-100 |
Масса трактора, кг, не более
- конструктивная
- эксплуатационная |
15400
16500 |
Колея,мм |
1880 |
Ширина гусеничной ленты, мм |
500 |
Среднее удельное давление на грунт, МПа (кгс/см3) |
0,053-0,065 (0,53-0,65) |
Скорость движения при максимальном тяговом усилии, км/ч |
10 |
Максимальное окружное тяговое усилие, кгс |
16800 |
Длина (при поднятом навесном оборудовании), мм |
6100 |
Ширина по гусеницам (по бульдозерному отвалу), мм |
2380 (3240) |
Высота, мм |
3150 |
Бульдозерный отвал |
Тип |
полусферический неповоротный с гидроперекосом |
Объем призмы волочения, куб/м, не менее |
4,5 |
Ширина отвала, мм, не менее |
3200 |
Высота отвала, мм, не более |
1200 |
Подъем отвала ниже опорной поверхности, мм, не менее |
400 |
Основной угол резания, град. |
55 |
Максимальный угол поперечного перекоса отвала в каждую сторону, не менее, град |
10 |
Рыхитель |
Тип |
четырехзвенное однозубовое или трехзубовое |
Максимальное заглубление зуба, мм, не менее |
500 |
Ширина наконечника зуба, мм, не более |
80 |
Число зубьев |
1 или 3 |
Специализированные выставки и конференции>>> |